НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


Световые праздничные новогодние мотивы и фигуры от известного производителя
mll.ru
RB2 Network

RB2 Network


Документы

МАШИНЫ КОСМОНАВТА № 1

("Калининградские новые колеса", № 199, 4 марта 2004 г.)



          Партия подарила Гагарину черную "Волгу", а французы - гоночный автомобиль

          "Родина слышит, родина знает..." - пел 12 апреля 1961 года в тесной шарообразной капсуле корабля "Восток" человек, впервые увидевший нашу планету из космоса.
          Старший лейтенант ВВС СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил свой исторический полет, когда ему было 27 лет. Подвиг продолжался ровно 1 час 48 минут, после чего прямо на картофельном поле под Саратовом - на месте посадки с катапультированием -его досрочно произвели в майоры и повезли в Москву на доклад Первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву. Так Советский Союз стал первой космической державой, а Гагарин - самым знаменитым человеком в мире.

          Маловато будет

          Руководители партии и советского правительства встретили героя у правительственного павильона аэропорта "Внуково". После чего серо-голубой открытый ЗИЛ-111В торжественно "понес" Ю.А. Гагарина и Н.С. Хрущева "с сопровождающими лицами" в столицу. Ехали сквозь живой коридор ликующего народа, выстроенного двумя шеренгами вдоль Ленинского проспекта до самого Кремля. Трудящиеся Страны Советов от чистого сердца сыпали перед кортежем цветы и приветственно махали красными флажками. А глухо рокочущие восьмицилиндровые моторы ЗИЛов и ЗИСов словно исполняли торжественный гимн в честь первого человека, покорившего космос.
          Надо сказать, Гагарин и раньше был неравнодушен к большим автомобилям. Еще до полета в космос у него был собственный... ЗИМ (ГАЗ-21). Вообще-то странная машина для старшего лейтенанта ВВС, но уж что было, то было. Возможно, Юрию Алексеевичу нравились в нем мягко работающий шестицилиндровый мотор со сдвоенным карбюратором, трансмиссия с гидромуфтой, передние барабанные тормоза с двумя ведущими колодками (впервые примененными в нашем автомобилестроении) и бесшумно работающий гипоидный задний мост. Может, его просто привлекали передовые для своего времени конструкции, будь то ЗИМ, реактивный истребитель или космический корабль "Восток"...
          После исторического полета Ю.А. Гагарин стал для всего мира послом достижений нашей страны. Его приглашали правительства разных стран, он объехал весь свет, получил много наград и подарков.

          Симпатяга

          Во время экскурсии по цехам французской фирмы "Matra", занимавшейся ракетно-космическими технологиями, восторг Ю.А. Гагарина вызвал спортивный автомобиль. Еще бы, в СССР такие не делали, импортные машины были большой редкостью, а самоделки спортивных клубов представляли разительный контраст с изящной и легкой (всего 610 кг) Matra-Bonnet Djet VS. К тому же ГАЗ-12 развивал не более 125 км/ч, а эта кроха выдавала все 195!
          Модель Djet VS выпускали всего два года - с 1964-го по 1965-й. Поскольку "Matra" обладала большим опытом работы с композитными материалами и пластмассами, одно из ее подразделений взялось за изготовление малой серией автомобильных кузовов из стеклопластика. А лицензию на конструкцию автомобиля приобрели у французской фирмы "Bonnet" -именно она разработала двухместную спортивную машину с пластмассовым кузовом на раме хребтового типа. На автомобиль устанавливали двигатель тоже французской компании "Gordini" - он представлял собой форсированный вариант мотора Renault 8 (четыре цилиндра, 1108 куб. см, 94л.с. при 6800 об/мин).
          Двигатель и четырехступенчатая коробка передач располагались позади сидений. Все колеса имели независимую подвеску и дисковые тормоза. При базе в 2400 мм длина Matra-Bonnet Djet VS достигала 4200 мм, как у "Москвича-408".
          Заметив интерес высокого гостя к этой машине, решили ее ему подарить. Когда Ю.А. Гагарин вернулся в Москву, подарок небесно-голубого цвета уже ждал его во дворе французского посольства в Москве. Первый космонавт планеты несколько лет пользовался своей любимицей Matra, приезжая на ней на занятия в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, которую закончил 2 марта 1968 года.
          А после гибели Ю.А. Гагарина 27 марта того же года эту машину как реликвию трепетно хранили в Звездном городке. Но... в 90-е годы она оттуда исчезла! Говорят, будто бы ее недавно видели в Литве.

          Последний свидетель

          После окончания академии Ю.А. Гагарин стал работать в Звездном городке, в Центре подготовки будущих космонавтов. Служебным автомобилем тогда у него стала черная "Волга" ГАЗ-21 И, но, увы, ненадолго. В его родном городе Гагарине (бывший Гжатск) эта машина и поныне стоит в музее за стеклянной витриной.

          А. ЩЕРБАКОВ. . .



Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 13.12.2009.