НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


купить блюскай читать
gel-shellac.ru
RB2 Network

RB2 Network


Документы

АМЕРИКАНЦЫ НА ГАГАРИНА НЕ ПОКУШАЛИСЬ

("Пермские новости", № 11, 12 марта 2004 г.)



          9 марта 2004 года исполнилось бы 70 лет первопроходцу космоса Юрию Алексеевичу Гагарину. Сегодня своими воспоминаниями о первом космонавте делится Дмитрий Панкратович ГЛОТИН, председатель Пермской региональной организации ветеранов космоса. В эту организацию входят творцы космической техники, люди, служившие в Военно-космических силах (ВКС), работавшие на предприятиях соответствующих отраслей промышленности. Наш собеседник впервые встретился с Гагариным в Куйбышеве, где находился завод "Прогресс", изготовлявший ракеты-носители всех пилотируемых космических кораблей. В то далекое уже время - более сорока лет назад - Д. П. Глотин был включен в межведомственную комиссию, руководил которой Генеральный конструктор С. П. Королев...
          - Когда вы впервые увидели космонавта N1?
          -В тот же день, 12 апреля 61-го. То есть сразу после полета, когда его привезли в Куйбышев. Гагарин был еще в комбинезоне.
          Но видеть его мне приходилось еще раньше, конечно. О том, что полетит именно он, Юрий Гагарин, мы знали месяца за три до полета. Все-таки работали не где-нибудь, а в королевской "фирме". Раз в квартал мне приходилось выезжать "наместо", видел, кто примеряется к креслу и прочее. Да и пробалтывались, конечно, те, кто знал больше, с кем мы общались по роду службы. ИТР - неглупый народ, все подмечают.
          Я проработал на этом режимном заводе десять лет. Чтоб не отличаться от других, ходили мы в авиационной форме. К тому времени я служил в должности старшего военпреда, в звании майора.
          Помню еще, что известного журналиста Василия Пескова не пустили на первую встречу с космонавтом. Ошибок, кстати, в газетах было немало, но особенно много "перлов" появляется в последние годы. "Неделя" вот написала, что Юрий Гагарин долго не мог прийти в себя, что забыл даже фамилию Королева и т.п. Вранье! Я видел Гагарина через четыре часа после приземления - все у него было в норме.
          - Дмитрий Панкратович, чем объяснить тот факт, что Гагарин и другие наши первые космонавты. Летали в космос на боевых ракетах?
          - Да, в журнале "Новости космонавтики" Nњ 6 за 2001 год появилось сообщение о том, что Гагарин уходил в первый космический полет на серийной военной межконтинентальной баллистической ракете с военного полигона. Могу добавить следующее. При подготовке к полету Гагарина во время летных испытаний два корабля не выполнили программу из-за отказа ракет-носителей. Правительством было принято решение о запуске космических кораблей "Восток" и "Восход" на орбиту ракетоносителями Р7, взятыми из боезапаса Министерства обороны, т. е. изготовленными на заводе в Куйбышеве по серийной технологии. Для оценки качества отобранных для космических целей десяти ракет была назначена межведомственная комиссия во главе с Королевым, в составе 15 человек, из них 9 представителей промышленности и 6 офицеров ВКС. Эту группу офицеров возглавлял я. Перед нами стояла задача: в сжатые сроки оценить качество боевых ракет и объем доработок для использования их в космических целях.
          - В одной из наших прежних бесед вы как-то сказали, что шансов на благополучный полет у Гагарина было не более половины. Звучит интригующе, знаете ли...
          - При оценке качества боевых ракет нашей комиссией анализировались все допущенные в процессе производства отступления от технической документации. Их количество составляло от 1500 до 4500. Естественно, принятие решений по замене некоторых деталей с серьезными дефектами вызывало дополнительные споры среди членов комиссии. По всем нерешенным вопросам был составлен протокол. По ракете-носителю для корабля "Восток-1" разногласий было около 300, по другим ракетам 25-50. Королев единолично принимал решение по объему доработки ракет или по допуску тех или иных отступлений, отраженных в протоколе разногласий. Он делал это, уже прилетев в Куйбышев.
          Вот тогда-то и прозвучала фраза, сказанная Генеральным конструктором: "Профсоюзного собрания мы устраивать не будем". Сергей Павлович брал на себя огромную ответственность. Шутка ли: если б корабль упал, взорвался, это три с половиной мегатонны, как минимум треть области накрыло бы.
          Понимаете, я, как военпред, был в известной степени независимым человеком, мог высказывать все, что думал. И даже должен был это делать. Я предложил на заседании комиссии заменить ракету-носитель, но... Докладывать большому начальству в Москве о причинах замены уже принятой боевой ракеты никто не решился. Мне Ключарев (главный инженер опытного завода) позже сказал, что когда Сергей Павлович начал просто вычеркивать своим красным карандашом спорные пункты (из 300 вычеркнул около 200), я изменился в лице. В шок меня вогнал Королев, конечно. Но, видимо, руководством страны перед ним была поставлена вполне определенная задача.
          Могут спросить: что же мы такую поганую, некачественную технику принимали? Понимаете, это были первые корабли, фактически - копия разведывательного корабля "Зенит-2", из которого, чтобы поместить кресло космонавта, "выкинули" фото- и радиоаппаратуру и т.д. Навыков еще не было, оснащенность никудышная... Две собачки подопытные взорвались ведь, сгорели на "Востоке". Было это в декабре 1960-го.
          Запуск пилотируемого человеком корабля планировался сначала на ноябрь 1960 года, потом сроки из-за неготовности техники изменились.
          - Когда вы последний раз встречались с Гагариным?
          - В июле 1963 года я вместе с семьей "дикарем" отдыхал в Крыму, в Гурзуфе. А примерно через три дня после нашего приезда в санаторий Министерства обороны приехал Юрий Гагарин с семьей. Там, в санаторном парке, мы и встречались, спасаясь от жары.
          Интересный случай произошел где-то в середине июля в районе пляжа санатория. Ночью в пятидесяти метрах от берега всплыла морская мина диаметром около двух метров. Это была мина времен Второй мировой войны. После этого на море был трехбалльный шторм, моряки-пограничники только на третий день сумели подорвать эту мину. Все эти дни на пляж никого не пускали. Мы только в бинокль наблюдали за работой саперов в море. Среди местного населения распространился слух, что это американцы решили убить Гагарина.
          - А между тем погибнуть первый космонавт планеты действительно мог - из-за нештатных ситуаций на старте, в полете и при спуске корабля на Землю, так?
          - Нештатные ситуации возникали... Уже на стартовой площадке, после того как Гагарин занял свое место в космическом корабле, не замкнулся контакт, который показывает, полностью ли закрыт люк спускаемого аппарата. Пришлось люк вскрыть и закрыть снова.
          Что случилось при спуске корабля Гагарина? На тормозной двигательной установке (ТДУ) отказал обратный клапан магистрали подачи топлива в камеру сгорания, поэтому тормозной двигатель не дал нужного импульса, и спускаемый аппарат (СА) отделился через 10 минут после срабатывания ТДУ на высоте примерно 140 километров. При этом несвоевременно закрылся клапан горючего и окислителя, что привело к закрутке космического корабля со скоростью 30 градусов в секунду.
          Нелады возникли и после катапультирования: у Ю. А. Гагарина нештатно сработали запасной парашют, надувная лодка (на случай спуска на воду), а также клапан подачи воздуха в скафандр.
          - Дмитрий Панкратович, расскажите еще о последних минутах жизни Гагарина. 27 марта 1968 года он не вернулся из обычного тренировочного полета на самолете, разбился вместе с опытнейшим инструктором, летчиком 1-го класса, Героем Советского Союза Владимиром Серегиным. В чем же, на ваш взгляд, причина гибели самолета? Существует столько версий... Один из исследователей напечатал даже книгу под названием "Кто убил Гагарина? "
          - После гибели Юрия Гагарина и его инструктора - командира полка Серегина - работали четыре комиссии: одна государственная, две ведомственные и одна от КГБ СССР. Для допуска к полетам на самолетах Гагарин должен был выполнить 4 упражнения на самолете МИГ-15, из них два с инструктором и два самостоятельно. Самолет, бортовой N 18, к этому времени прошел уже два капитальных ремонта, а его двигатель - четыре капитальных ремонта. Государственная комиссия изложила свои исследования в 29 томах. Однако однозначно причина гибели экипажа не называется. К наиболее вероятным причинам комиссией были отнесены три.
          Первая. Столкновение с радиозондом. Прибор радиозонда весит 800 граммов и при скорости самолета в 680 км/час мог разрушить фонарь кабины пилотов. На месте падения самолета не обнаружено 40 процентов стекла фонаря.
          Вторая. Попадание самолета Гагарина в так называемый спутный след самолета СУ, который находился в зоне полетов. Это могло привести к сваливанию самолета в штопор на высоте 4 км, а также в условиях низкой облачности, неисправности баровысотомера (он "врал" на высоте 400-500 метров). В это время основной слой облачности был на высоте 500-600 метров, а нижний край облачности - на высоте всего 300-400 метров, то есть в этих условиях Гагарину могло не хватить времени на выход из штопора.
          Третья. На самолетах МИГ-15 с 1960 по 1968 год было несколько авиакатастроф по причине взрыва аккумуляторов, которые были размещены перед кабиной пилота. При таком взрыве струи кислоты под давлением попадают в кабину пилота. Кстати, самолеты МИГ-15 продавались в арабские страны, и десятки арабских пилотов погибли именно по этой причине.
          Назывались и маловероятные причины, в частности такая. В случае аварии в полете первым из МИГ-15 должен катапультироваться инструктор (в данном случае Серегин) и только затем - пилот (в данном случае Гагарин). Если что-то случилось с инструктором, то пилот не имеет возможности покинуть самолет (конструкция машины такая). Установлено, что Серегин перед полетом перенес стресс, в самолет он садился (по рассказам очевидцев) возбужденный и взвинченный. Не исключено, что в полете он мог потерять сознание и лишить возможности Гагарина катапультироваться.
          Расследование осложнялось тем, что на самолете этого типа не предусмотрена установка бортовых самописцев ("черных ящиков"), поэтому все версии гибели экипажа на основе записи параметров самолета подтвердить не представилось возможным. Анализ проводился только на основе разрушенных деталей и узлов самолета.
          Я не назвал еще ряд факторов, сопутствовавших катастрофе. Например, Серегин перед полетом не получил метеосводку о состоянии погоды в зоне пилотирования. При подготовке к полету аэродромные службы плохо выполняли свои должностные обязанности. Как установила комиссия КГБ, журнал выдачи метеосводок о погоде был заполнен после гибели экипажа. Руководитель полета не поддерживал связь с экипажем, не соблюдал интервалы выпуска самолетов в зону пилотирования.
          - Кто-то понес в итоге наказание?
          - По-моему, никто. Из аэродромной службы только кого-то уволили - и все. Знаю еще, что летчик, который попал в тот злополучный день в зону полета гагаринского самолета, написал вскоре рапорт об увольнении из Центра подготовки космонавтов. На него косо стали посматривать после этого случая, и, хотя он в данной ситуации был, как говорится, без вины виноватый, он не выдержал, ушел.
          Лично мне кажется, что они, Серегин и Гагарин, наткнулись на зонд, запущенный из района Подольска, эта причина наиболее вероятна.
          Так что версии насчет убийства (например, в книге Б. Муратова "Убийство космонавта Юрия Гагарина") или "охоты" американцев на нашего первого космонавта - все это досужие разговоры, домыслы и только. Ни у кого бы рука не поднялась на такого человека. Я общался с космонавтами - с Титовым, Рукавишниковым, Кизимом, и они не вспомнили ни малейшего повода для покушения на Гагарина, даже не заговаривали на эту тему.
          Для американцев здесь есть, пожалуй, лишь повод для ревности, если говорить о приоритетах, о нашем соперничестве в освоении космоса. Они еще могут поспорить о том, кто был вторым по счету космонавтом, русский или американец (у них тут своя точка отсчета). Но признают, что первым в космос полетел Гагарин, тут наш приоритет очевиден.

          Беседовал Владимир ГЛАДЫШЕВ.



Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 13.12.2009.