НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


Документы

ГАГАРИН - ПОСЛЕДНИЕ МГНОВЕНИЯ

("Караван-РОС", № 12, 23 марта 2004 г.)



          9 марта первому человеку, взглянувшего на голубую планету из космоса, исполнилось бы 70 лет. А 36 лет назад, 27 марта, через 18 дней после своего дня рождения, Юрий Алексеевич Гагарин в последний раз сел за штурвал самолета. Ему было 34 года.
          Наш земляк Александр Константинович Лашков был очевидцем того рокового мартовского дня, ставшего для великого космонавта последним. Вот его рассказ:
          "С Юрием Алексеевичем Гагариным я, инструктор-летчик Чугуевского Военного авиационного училища, первый раз встретился на аэродроме Чкаловский, в классе летной подготовки. Вместе с другими коллегами мы готовились к плановым полетам.
          Я был прикомандирован для выполнения занятий с первой группой космонавтов. Необходимо было поддерживать летное мастерство, поэтому космонавты летали как на дозвуковых, так и на современнейших в то время сверхзвуковых истребителях. В программе подготовки имелось место даже для пилотирования вертолетов.
          Мне приходилось летать с космонавтами, которые оттачивали мастерство сложного и высшего пилотажа в различных метеоусловиях, а также проходили испытания на невесомость.
          Когда Гагарину разрешили летать после его исторического визита в космос, его инструктором был Анатолий Хмель, а я был командиром авиазвена.
          Юрию разрешали садиться только на тренировочный МИГ-15, но Гагарин просто горел желанием летать на чем-то серьезном и существенном, он же в ту пору был молод и полон сил. Я был уверен, что в скором времени он совершит полет на боевой машине.
          Последний раз я летал с Юрием за неделю до трагедии. Проверял мастерство его пилотирования. Все фигуры сложного и высшего пилотажа он выполнил чисто и уверенно. Полет его был мной оценен на "отлично", с записью в его летной книжке.
          Официальной версией трагедии, которая произошла через несколько дней, государственная комиссия признала "ошибки экипажа в пилотировании". Как очевидец, могу засвидетельствовать - Юрий Гагарин идеально владел самолетом. Тем более, что МИГ-15 в его тренировочном варианте отнюдь не являлся вершиной технической мысли, и характерные особенности его пилотирования в те годы знал любой выпускник военного авиационного училища.
          27 марта 1968 года после предполетной подготовки мы шли к своим самолетам вчетвером - Гагарин, Серегин, Шаталов и я. Наши истребители стояли рядом.
          Как положено, техник самолета доложил Юрию о готовности машины к полету. Владимир Серегин и Гагарин осмотрели внешне самолет, проверили заправку топливных баков (это было обязательно) и стали занимать в кабинах свои места.
          Мы с Шаталовым должны были взлететь на своем МИГе-21 через 15 минут после взлета Гагарина. Но в этот день так и не взлетели.
          Я видел, как Серегин с Гагариным садились в кабину МИГа-15, как надели парашюты, застегнули и отрегулировали привязные ремни и готовились к запуску двигателя. После должной проверки техник убрал колодки, и Юрий порулил на взлетную полосу...
          Я с Шаталовым слышал весь радиообмен, который Гагарин вел с руководителем полетов, так как сами были на приеме и запрашивали разрешение на взлет.
          Последними словами Юрия Гагарина в эфире были: "625 понял. Выполняю". Было 27 марта, 10 часов 38 минут по московскому времени.
          Мы еще минут сорок находились в своих кабинах, ожидая разрешения на взлет. Когда руководство полетами передало приказ о запрещении всех вылетов, мы еще не знали, что героев уже не стало.
          Только к вечеру стало известно, что МИГ-15, пилотируемый Гагариным и Серегиным, упал около села Новоселово Владимирской области, а еще позже - что оба летчика погибли.
          10 апреля я прибыл на место трагедии. Там еще велись поиски разбросанных при взрыве частей самолета. Снег был глубоким, более метра. Самолет упал под углом 61 градус, на скорости более 700 километров в час. Разброс фрагментов машины после такого столкновения был обширный - почти 400 метров. Около трех недель я был старшим поисковой группы, вплоть до 2 мая, когда поиски были практически прекращены."
          На месте гибели сооружен мемориал, где ежегодно космонавты, летчики авиационного полка, да и все те, кто знал и любил Юрия Гагарина и Владимира Серегина, собираются в конце марта, чтобы воздать почести погибшим героям. По мере возможности приезжают ветераны, те, кто начинал работу в Центре подготовки космонавтов. Но с каждым годом славные ряды тех, кто стоял у истоков российской космонавтики, тают.

          Сергей ШАДРИН



Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 13.12.2009.