ГАГАРИН - ПОСЛЕДНИЕ МГНОВЕНИЯ
("Караван-РОС", № 12, 23 марта 2004 г.)
9 марта первому человеку, взглянувшего на голубую планету из космоса,
исполнилось бы 70 лет. А 36 лет назад, 27 марта, через 18 дней после своего дня
рождения, Юрий Алексеевич Гагарин в последний раз сел за штурвал самолета. Ему
было 34 года.
Наш земляк Александр Константинович Лашков был очевидцем того рокового
мартовского дня, ставшего для великого космонавта последним. Вот его рассказ:
"С Юрием Алексеевичем Гагариным я, инструктор-летчик Чугуевского Военного
авиационного училища, первый раз встретился на аэродроме Чкаловский, в классе
летной подготовки. Вместе с другими коллегами мы готовились к плановым полетам.
Я был прикомандирован для выполнения занятий с первой группой космонавтов.
Необходимо было поддерживать летное мастерство, поэтому космонавты летали как
на дозвуковых, так и на современнейших в то время сверхзвуковых истребителях. В
программе подготовки имелось место даже для пилотирования вертолетов.
Мне приходилось летать с космонавтами, которые оттачивали мастерство сложного
и высшего пилотажа в различных метеоусловиях, а также проходили испытания на
невесомость.
Когда Гагарину разрешили летать после его исторического визита в космос, его
инструктором был Анатолий Хмель, а я был командиром авиазвена.
Юрию разрешали садиться только на тренировочный МИГ-15, но Гагарин просто
горел желанием летать на чем-то серьезном и существенном, он же в ту пору был
молод и полон сил. Я был уверен, что в скором времени он совершит полет на
боевой машине.
Последний раз я летал с Юрием за неделю до трагедии. Проверял мастерство его
пилотирования. Все фигуры сложного и высшего пилотажа он выполнил чисто и
уверенно. Полет его был мной оценен на "отлично", с записью в его летной книжке.
Официальной версией трагедии, которая произошла через несколько дней,
государственная комиссия признала "ошибки экипажа в пилотировании". Как
очевидец, могу засвидетельствовать - Юрий Гагарин идеально владел самолетом.
Тем более, что МИГ-15 в его тренировочном варианте отнюдь не являлся вершиной
технической мысли, и характерные особенности его пилотирования в те годы знал
любой выпускник военного авиационного училища.
27 марта 1968 года после предполетной подготовки мы шли к своим самолетам
вчетвером - Гагарин, Серегин, Шаталов и я. Наши истребители стояли рядом.
Как положено, техник самолета доложил Юрию о готовности машины к полету.
Владимир Серегин и Гагарин осмотрели внешне самолет, проверили заправку
топливных баков (это было обязательно) и стали занимать в кабинах свои места.
Мы с Шаталовым должны были взлететь на своем МИГе-21 через 15 минут после
взлета Гагарина. Но в этот день так и не взлетели.
Я видел, как Серегин с Гагариным садились в кабину МИГа-15, как надели
парашюты, застегнули и отрегулировали привязные ремни и готовились к запуску
двигателя. После должной проверки техник убрал колодки, и Юрий порулил на
взлетную полосу...
Я с Шаталовым слышал весь радиообмен, который Гагарин вел с руководителем
полетов, так как сами были на приеме и запрашивали разрешение на взлет.
Последними словами Юрия Гагарина в эфире были: "625 понял. Выполняю". Было 27
марта, 10 часов 38 минут по московскому времени.
Мы еще минут сорок находились в своих кабинах, ожидая разрешения на взлет.
Когда руководство полетами передало приказ о запрещении всех вылетов, мы еще не
знали, что героев уже не стало.
Только к вечеру стало известно, что МИГ-15, пилотируемый Гагариным и
Серегиным, упал около села Новоселово Владимирской области, а еще позже - что
оба летчика погибли.
10 апреля я прибыл на место трагедии. Там еще велись поиски разбросанных при
взрыве частей самолета. Снег был глубоким, более метра. Самолет упал под углом
61 градус, на скорости более 700 километров в час. Разброс фрагментов машины
после такого столкновения был обширный - почти 400 метров. Около трех недель я
был старшим поисковой группы, вплоть до 2 мая, когда поиски были практически
прекращены."
На месте гибели сооружен мемориал, где ежегодно космонавты, летчики
авиационного полка, да и все те, кто знал и любил Юрия Гагарина и Владимира
Серегина, собираются в конце марта, чтобы воздать почести погибшим героям. По
мере возможности приезжают ветераны, те, кто начинал работу в Центре подготовки
космонавтов. Но с каждым годом славные ряды тех, кто стоял у истоков российской
космонавтики, тают.
Сергей ШАДРИН
|