НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


Юрий Гагарин


ПОСЛЕ НИХ В КОСМОС ПОЛЕТЕЛ ЧЕЛОВЕК



         Многие, наверное, помнят эти симпатичные собачьи морды, фотографии которых в начале 60-х годов поместили все газеты мира. Самые известные люди считали для себя честью оказаться с ними рядом, а, тем более, прикоснуться к этим совсем не породистым существам. Это была дань уважения, которую отдавали люди братьям своим меньшим, которые первыми открыли дорогу человеку к звездам.
         Но сегодня мне хочется вспомнить о них не за их фотогеничность, а за тот вклад, который внесли они в дело освоения космоса. Тогдашняя эйфория прошла достаточно быстро, а вместе с ней забылась одна из самых интересных страниц космической летописи.
         Когда началась разработка космического корабля "Восток" и подготовка первых космонавтов, медикам практически ничего не было известно о влиянии условий космического полета на организм человека. Были только догадки, основанные на опыте авиационной медицины. Одни утверждали, что космический полет мало отличается от полета на самолете и никаких особых требований к космонавтам предъявлять не стоит. Другие утверждали, что космонавт, оказавшись в невесомости, просто сойдет с ума. Медики спорили до хрипоты, а к единому мнению прийти никак не могли. Но все понимали, что до первого полета человека ответ должен быть найден обязательно. Тогда и решили, что при проведении испытательных полетов на борту корабля должны присутствовать какие-нибудь животные. При решении вопроса о том, кто полетит, особых споров не было. Уже в течение многих лет на геофизических ракетах летали собаки, и был накоплен большой опыт, который обязательно надо было использовать. Кроме того, необходимо было убедиться в надежности всех систем корабля, так как от них зависела человеческая жизнь. И убедиться надо было не на макетах или тренажерах, а в реальных условиях. Как бы то ни было, программа летных испытаний корабля "Восток" была составлена таким образом, чтобы получить ответы на два кардинальных вопроса: сможет ли ракета доставить в космос человека, и сможет ли человек перенести космический полет. Подготовка полета человека шла в условиях жесткого лимита времени. Президиум ЦК КПСС ставил перед конструкторами задачу такого запуска раньше американцев. Поэтому и летные испытания планировались таким образом, чтобы сразу после двух успешных полетов собак в космос, стартовал человек.
         В конце 1959 года, одновременно с набором в человеческий отряд космонавтов, произошел набор в собачий отряд космонавтов. Здесь требования были не такими жесткими, как у людей, но тоже существовал ряд ограничений. Набирались собаки беспородные, ростом не более 35 сантиметров и весом не более 6 килограмм. Параметры определялись возможностями космического корабля, а вот порода, точнее ее отсутствие, была взята из предыдущего опыта. Дворняги оказались для медиков и биологов прекрасным "материалом". Они были не такими прихотливыми, как их породистые сородичи, они были смышлеными, добрыми. Вобщем, первый собачий космический отряд набрали в ближайших подворотнях. Готовили их почти как людей: крутили на центрифуге, помещали в баро- и сурдо- камеры, приучали к пребыванию в замкнутом пространстве.
         И вот наступил момент, когда и техника, и "пилоты" были готовы к полету.
         Первый корабль-спутник стартовал 15 мая 1960 года. Это был еще не совсем тот корабль, на котором меньше чем через год стартовал Юрий Алексеевич Гагарин. Не были проверены в работе многие бортовые системы, корабль был лишен теплозащитного экрана, который обеспечивал возвращение космонавта на Землю. Предстояло еще очень много работы, но на многие вопросы этот полет должен был дать ответы. Так как предполагалось сгорание корабля в атмосфере Земли, на его борту живых существ не было. Очень жаль было отправлять на верную смерть собак, которых все причастные к подготовке успели полюбить. Итак, корабль-спутник успешно стартовал.
         Надо сказать, что само название "космический корабль" родилось именно в тот день. В те годы было принято после успешного старта сочинять коммюнике, которые затем на весь мир зачитывал Левитан. Так было и в этот раз. Коммюнике сочиняли Сергей Павлович Королев, Мстислав Всеволодович Келдыш, Александр Юльевич Ишлинский и Лев Архипович Гришин. Кто из них предложил назвать спутник "космическим кораблем" - история как-то не уточняет. Но само название понравилось. Королев сказал: "А почему бы и нет? Есть морские, есть речные, есть воздушные, теперь появятся космические корабли!". Так и решили. Коммюнике отпечатали и передали в Москву. И только после этого все поняли, что они "натворили" в этом документе. Сейчас невозможно представить себе иное название, чем "космический корабль".
         А получивший такое экзотичное название первый корабль-спутник продолжал свой полет по околоземной орбите. Предварительно спуск было решено осуществить 18 мая. И вот, в расчетный момент на борт корабля-спутника была передана команда: "на спуск". Однако система ориентации неправильно выбрала направление тормозного импульса и включившийся тормозной двигатель направил корабль не в сторону Земли, а в направлении Юпитера. Корабль был заброшен с орбиты в 320 километров на высоту 690 километров и до 5 сентября 1962 года совершал свой полет, прежде чем сгорел в атмосфере. У многих конструкторов мороз по коже прошел, когда они представили, что будет, если в такой ситуации окажется человек. А некоторые ретивые западные газетчики уверяли, что на борту находились люди, которые стали "пленниками Вселенной".
         Итак, первый "блин" оказался пусть не "комом", но, все-таки, не совсем удачным экспериментом. Может, у кого-то другого опустились бы руки, но не у Королева. Сергей Павлович, глядя на "кислые" физиономии своих коллег, рассказывал им, что это тоже огромный шаг вперед. В своих мечтах он уже видел корабли, которые маневрируют на орбите, сближаются друг с другом и так далее. Но все это - дело будущего, а сейчас надо было заставить летать корабли-спутники.
         У следующего корабля-спутника спускаемый аппарат был защищен теплоизоляцией. Впервые в практике космических полетов он должен был вернуться из космоса с живыми собаками. На борту их было две - Чайка и любимица Королева рыжая Лисичка. Корабль был подготовлен гораздо лучше, чем его предшественник. Были тщательно проработаны все возможные ситуации, чтобы не допустить ошибки при выборе системы ориентации и выдаче команды на спуск с орбиты. Но не суждено было Лисичке и Чайке побывать в космосе.
         28 июля 1960 года ракета стартовала. На 23-й секунде полета произошла катастрофа. Ракетные блоки разлетелись по степи, к счастью не причинив никому вреда. Но собаки погибли. Никаких сообщений ТАСС об этом пуске не появилось.
         Авария показала, насколько актуальна разработка системы спасения спускаемого аппарата непосредственно от места старта. Гибель Лисички и Чайки стимулировала разработку системы аварийного спасения.
         А на Байконуре, между тем, начали готовить к полету третий корабль-спутник. Правда, в сообщениях ТАСС ему было суждено стать "вторым", но не в цифре дело. Это уже был полноценный спутник с большим набором аппаратуры для проведения научных исследований. Предусматривалось изучение особенностей жизнедеятельности животных в условиях космического полета, действия космической радиации, проверка работоспособности системы регенерации отходов, питания, водоснабжения и ассенизации. Кроме двух собак на борту в герметической кабине находились две белые крысы, множество белых и черных мышей, семена различных растений.
         16 августа ракета была вывезена на старт, а на следующий день был намечен ее пуск. Неожиданно на носителе забраковали главный кислородный клапан, и пришлось отложить запуск. Новый клапан привезли спецрейсом из Куйбышева. Ракета с кораблем-спутником стартовала 19 августа 1960 года. В целом, все прошло благополучно, хотя и во время этого полета были моменты, которые заставили поволноваться конструкторов. Все обошлось, и 20 августа спускаемый аппарат возвратился на Землю. Собаки чувствовали себя превосходно, и на второй день после возвращения из космоса, когда их вели на послеполетную пресс-конференцию в здание ТАСС на Тверском бульваре, устроили между собой грызню. Вероятно, за собачью славу. В общем, вели себя как настоящие собаки. Газеты в те дни вышли под заголовками: "Теперь в космос полетит человек!".
         А дело шло именно к этому. 11 октября 1960 года правительство СССР приняло решение осуществить первый полет человека в космос в декабре 1960 года. Для этого были все основания. Я уже упоминал, что первый пилотируемый полет должен был состояться вслед за двумя подряд успешными стартами в космос кораблей-спутников. Первый успешный старт произошел в августе, следующий полет планировался на ноябрь. Так что, при благоприятном стечении обстоятельств полет человека мог бы состояться в декабре.
         Но такому развитию событий помешали трагические обстоятельства, которые произошли в октябре на Байконуре. Сначала неудачами закончились две попытки пуска ракет в сторону Марса. А 24 октября произошла одна из самых страшных трагедий в истории советской ракетной техники. На Байконуре при подготовке к старту ракеты Р-16 (не космической, а боевой) произошел взрыв. В результате возникшего пожара погибло более 100 человек. И хотя все эти аварии не имели прямого отношения к программе полетов кораблей-спутников, косвенно они повлияли на нее, отодвинув сроки следующего запуска.
         Следующий старт корабля-спутника состоялся 1 декабря 1960 года. На нем в космос стартовали собаки Пчелка и Мушка. Сначала все шло нормально, пришло время возвращения на Землю. На борт была подана команда "на спуск", но тормозной двигатель проработал меньше расчетного времени, и траектория спуска корабля была такова, что он вполне мог приземлиться где-то вне пределов территории СССР. Дабы во враждебные руки не попали государственные тайны, на корабле была размещена система аварийного подрыва объекта (АПО). К слову сказать, в данном конкретном случае, находившиеся на борту собаки были приравнены к прочему секретному оборудованию. Именно эта система сработала и уничтожила корабль, превратив его в тучу мелких обломков. Собаки погибли. Вместе с собаками погибла и надежда осуществить полет человека в 1960 году.
         Следующий экспериментальный пуск корабля-спутника состоялся 22 декабря 1960 года. В полет на этом корабле отправились собаки Жемчужина и Альфа, мыши, крысы и другая живность. Но на участке работы третьей ступени произошел отказ, и поступила команда на отделение корабля. Спускаемый аппарат совершил посадку в Якутии. Велика была радость конструкторов, когда они узнали, что собаки остались живы. В реальных условиях удалось проверить работу системы аварийного спасения.
         Новый старт корабля-спутника смог состояться только через два с половиной месяца. Было сделано все возможное и невозможное, чтобы неприятности 1960 года не повторились. 9 марта 1961 года стартовал корабль-спутник с собакой Чернушкой и манекеном на борту. Полет проходил по одновитковой программе, аналогичной той, которая планировалась для полета человека. Все этапы полета прошли нормально, и спускаемый аппарат совершил посадку в 260 километрах от Куйбышева.
         25 марта 1961 года был запущен последний корабль-спутник с собакой Звездочкой и манекеном на борту. Вообще-то в космос должна была лететь Удача, но за день до старта Юрий Алексеевич Гагарин, тогда еще просто один из кандидатов на полет, сказал: "Мы люди не суеверные, но удача нам и самим не помешает". Удачу окрестили Звездочкой. Под таким именем она и вошла в историю. Полет корабля-спутника в точности повторил предыдущий. Совершив один виток, спускаемый аппарат совершил посадку в районе Воткинска.
         Ничто больше не мешало полету человека в космос.

         (По книге "А.Железняков. Советская космонавтика: Хроника аварий и катастроф", СПб, 1998).



Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 13.12.2009.