НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


Монтаж и доставка! Стеллажи грузовые металлические. Готовые и на заказ
ekomett.ru
RB2 Network

RB2 Network


Юрий Гагарин


Владимир ГУБАРЕВ. "ГАГАРИН. ПРОСТО СУПЕРЗВЕЗДА"



         Парень из глубинки

         ИХ БЫЛО двадцать. Обычных, не очень сильных летчиков (какой же командир полка отдаст лучших?!). По характеру - люди разные. Общее было, пожалуй, лишь одно: они были маленького роста - такие параметры задал С. П. Королев. "Шарик", где должен был находиться космонавт, был небольшой - вес и габариты определяла "голова" ракеты. А она проектировалась не для полета человека в космос, а для термоядерного заряда, который надо было доставлять до США.
         Не надо иллюзий. Ничего выдающегося, необычного в судьбе Юрия Гагарина и его товарищей по первому отряду не было. Марк Галлай, который готовил их к полету, однажды сказал очень точно: "В любом авиационном полку можно было набрать двадцать таких летчиков..."
         Пожалуй, Юрию Гагарину чаще, чем другим, улыбалась удача. Родился на Смоленщине, под Гжатском, - хорошо, что не 8 марта, а на следующий день (представляете, если бы в Международный женский день?! Убежден, что это могло бы помешать ему стать "Первым"!). Пережил фашистское нашествие, недоучился, а потому пошел в ремесленное училище. Тут и позвала авиация. С трудом прошел медкомиссию - из-за роста. Ведь при тренировочных полетах часто "давал козла" при посадке - обзор был плохой. Пришлось подкладывать специальную подушечку - он носил ее с собой, и только тогда приземлять самолет стало легче... В общем, старался Юрий всегда, куда бы ни забрасывала судьба, а потому обязательно добивался своего - его замечали.
         Из двадцати кандидатов было отобрано шесть: Королев очень торопился, так как "американе" (он их так называл) пытались взять реванш за первый спутник. Они рассчитывали, что совершат полет по баллистической траектории. Хотя астронавт будет в невесомости всего около 15 минут - перелетит только через Атлантику, тем не менее это можно будет называть "космическим полетом".
         Выбор даты пуска первого человека во многом определили именно в Америке. Там первоначально назначили "прыжок в космос" Алана Шепарда на 20 апреля. С. П. Королев просто обязан был запустить "Восток" хотя бы на несколько дней раньше. "Окно" для старта - с 11 по 17 апреля 1961 г.
         Кто же у нас полетит из шести первым? Это стало известно лишь на космодроме, когда на заседании Государственной комиссии прозвучали две фамилии: Гагарин и Титов - основной пилот и запасной. Слово "дублер" появится позже.

         Страховка от помешательства

         ЧТО подстерегало в космосе первого человека? Сегодня немногие вспоминают о секретном пакете, в котором находился листок бумаги с цифрой "25". Это был шифр на включение системы ручного управления кораблем "Восток". Так как полет проходил в автоматическом варианте, то Юрий Гагарин не вмешивался в управление. Он был наблюдателем, и только! Однако в случае отказа автоматики он должен был взять управление на себя. Почему же космонавту не сообщили шифр, а спрятали его в специальный конверт? Его Юрий должен был открыть, набрать цифру "25" и только после этого вручную готовить "Восток" к посадке.
         А такая таинственность объяснялась убеждением, что человек, оказавшийся в космосе и увидевший свою родную планету со стороны, может сойти с ума. Психологи и врачи столь убедительно это доказывали, что им поверил даже сам Королев. Итак, человек теряет в космосе рассудок и тут же попытается управлять кораблем. Чтобы этого не случилось, и была сделана блокировка пульта управления. Если же рассудок космонавт не потеряет, то он легко вскроет конверт и узнает заветную цифру.
         Сейчас такие предосторожности выглядят детскими и смешными, но сорок лет назад они казались вполне обоснованными - ведь никто и никогда не бывал в космосе!
         Впрочем, перед стартом о цифре "25" Юрию Гагарину сказали два человека. Это были Марк Галлай и ведущий конструктор "Востока" Олег Ивановский. Юрий и виду не подал, что эта тайна ему известна...
         Было заготовлено три варианта сообщения ТАСС о полете человека в космос. Первое - торжественное, "успешное". Второе - на тот случай, если корабль не выйдет на орбиту и упадет где-нибудь в тайге или океане. В этом сообщении ТАСС было обращение к правительствам стран с просьбой помочь в поиске космонавта. И наконец, третий вариант - о трагической гибели первого космонавта.
         К счастью, второй и третий варианты не пригодились...

         Испытание славой

         ЮРИЯ Гагарина полюбил весь мир буквально через несколько минут после того, как пришло сообщение о его старте и люди увидели его фотографию. А улыбка героя тут же стала легендарной.
         Смог ли Юрий Гагарин пережить ту славу, что обрушилась на него и равной которой еще не было в истории?
         Сказать однозначно "смог" - значит, покривить душой.
         Все произошло стремительно. "Вся моя жизнь кажется мне одним прекрасным мгновением", - скажет позже Юрий. 108 минут полета - всплеск эмоций, в которых он не успел даже разобраться. Впрочем, было несколько секунд страха: за иллюминатором вспыхнуло пламя. Горит корабль? Да, это горела обмазка "Востока" - так было запланировано, но никто этого раньше не видел, а глаза не всегда четко подчиняются разуму... Но потом - приволжские степи и привычный купол парашюта. Он вернулся! Объятия, слезы радости, разговор с Н. С. Хрущевым - в то время Гагарину он казался богом...
         А потом эти боги - наши и зарубежные - жали ему руки, стремились обнять, приласкать, вместе поднять рюмку или чарку. И теперь он уже сам себе казался богом...
         Первое отрезвление пришло в Крыму, в санатории. Он рассек себе лоб, да так, что глубокий шрам остался на всю жизнь. Есть две версии происшедшего. Одна, описанная "правдистом", выглядела так: Юрий купался в море, была сильная волна. Вдруг он заметил, как тонет мальчик. Юрий кинулся на помощь, выбросил парнишку на скалы, но сам ударился лбом, и теперь уже пришлось спасать самого Гагарина...
         Вторая версия более прозаичная. Юрию понравилась медсестра, но кто-то заметил, как он вошел в комнату. Гагарину пришлось, как истинному джентльмену, прыгать из окошка со второго этажа. Приземление на этот раз было не столь удачным: Юрий попал на клумбу, выложенную кирпичами. Один из них и нанес страшный удар по лбу...
         Выбирайте сами верную версию. Знаю только одно: Н. П. Каманин, куратор первого отряда и Ю. А. Гагарина, увидев своего подопечного в крови, подумал о самом плохом и хотел уже пустить себе пулю в лоб. "Если бы не удалось спасти, - признался позже "батька космонавтов", - я бы это сделал..." Но все обошлось. Правда, на съезде партии, на котором Ю. А. Гагарин и Г. С. Титов были гостями, нам, газетчикам, было категорически запрещено фотографировать, и за этим сотрудники КГБ следили тщательно.
         Первому космонавту на Земле было очень тяжело. К нему набивались в друзья, где бы он ни появлялся, сразу же накрывался праздничный стол. Отказаться от рюмки-другой было просто невозможно - рождались обиды, упреки. Ну а слава не уходила, она становилась привычной.
         Он выехал на подаренной ему "Волге" на красный свет, и по его вине случилась авария. К счастью, никто не пострадал, но свою машину и старенькую "Победу" он разбил сильно. Подлетевший к месту аварии милиционер, конечно же, узнал Ю. А. Гагарина, улыбнулся, потом отдал честь и заверил, что "накажет виновного". Пенсионер, хозяин "Победы", тоже улыбался: Гагарин все-таки перед ним... Милиционер остановил попутную машину и попросил шофера довезти Гагарина туда, куда ему нужно. Конечно же, тот согласился. Гагарин уехал. Но, видно, что-то свербило у него в душе: он попросил вернуться к месту аварии. Там увидел, что его вину милиционер приписывал старику. Юрий Алексеевич, конечно же, восстановил справедливость. Он помог отремонтировать пострадавшую машину, оплатил все работы. После этого случая в его характере многое изменилось: он начал медленно очищаться от угара славы. Да и работы прибавилось. Ю. А. Гагарин настоял, чтобы его включили в группу по подготовке полетов на новом корабле "Союз".

         Дыхание смерти

         ГИБЕЛЬ Владимира Комарова "отрезвила" всех космонавтов, и в первую очередь Гагарина, который был дублером первого командира "Союза". Дыханием смерти повеяло из космоса...
         Гагарин стал начальником Центра подготовки космонавтов. Казалось бы, он имел право не тренироваться, не готовиться к новым полетам. Но это был уже не тот старший лейтенант Юрий Гагарин, который по-мальчишески улыбался всем нам из космоса. Это был полковник Гагарин, который научился отвечать не только за себя, но и за своих подчиненных. Шел проект первой экспериментальной станции, и в одном из экипажей был Гагарин. И подготовка к новому полету в космос стала для Юрия Алексеевича главным делом. Как будто все только начиналось...
         Он погиб во время тренировочного полета на истребителе. Вранье, что он был "навеселе". Вранье, что у него были какие-то предчувствия. Вранье, что с самолетом происходило что-то невероятное, непредвиденное. К сожалению, произошла банальная авария двигателя. Удача отвернулась от героя. Судьбе было угодно, чтобы в памяти человечества он навсегда остался молодым.



Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 13.12.2009.