НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


У нас Вы можете заказать Деда Мороза и снегурочку, лояльные цены
ded-morosss.ru
RB2 Network

RB2 Network


Публикации

     Александр Железняков

   ОПЕРАЦИЯ "ДЖЕННИФЕР"


    Найдется не так уж много событий, происходивших невесть где, без участия наших граждан, но имевших непосредственное отношение к истории нашей страны. Операция “Дженнифер”, которую ровно тридцать лет назад провело Центральное разведывательное управление США, из их числа. Ее по праву считают одной из самых рискованных и фантастичных технологических операций минувшего века. Но прежде, чем рассказать о событиях, происходивших летом 1974 года в одном из пустынных районов Тихого океана, небольшое предисловие, которое все должно объяснить.
    В конце февраля 1968 года на боевое дежурство вышла дизель-электрическая подводная лодка К-129 с тремя баллистическими ракетами на борту. В начале марта корабль, на борту которого находились более 100 подводников, исчез, будто растворился в океане. Два месяца в обстановке абсолютной секретности советский военный флот проводил невиданную по размаху поисковую операцию, в которой участвовали десятки судов, самолетов и вертолетов. Однако найти ни лодку, ни следы происшедшей катастрофы, так и не удалось.
    А вот американцам это удалось. Но об этом чуть позже.
    Существует несколько версий происшедшего. По одной из них, которая наиболее распространена среди наших моряков, причиной гибели стало столкновение с американской атомной подводной лодкой “Суордфиш”, которая протаранила нашу субмарину, нанеся ей серьезные повреждения. В пользу этой версии говорит та быстрота, с которой в США узнали о месте катастрофы. Кроме того, через несколько дней после исчезновения К-129 лодка “Суордфиш” с серьезными повреждениями прибыла в японский порт Йокосука и была поставлена на ремонт.
    Я бы не спешил принимать на веру данную версию. И вот почему.
    Во-первых. Она слишком удобна для командования российского военно-морского флота. Легче всего винить в происшедшем какие-то внешние силы, тогда и собственные ошибки удается скрыть за словесной шелухой. Так было с К-129, так было с “Курском”. Да и при расследовании ряда других подобных инцидентов всегда начинали с поиска “неизвестной подлодки”.
    Во-вторых. Характер повреждений К-129 и “Суордфиш” говорит о том, что, если бы было столкновение, то оба корабля соприкоснулись своими верхними частями. Трудно представить себе подводное судно, которое “закладывало” бы вокруг противника “мертвую петлю”.
    В-третьих. Слабо верится, что наши подлодки – хрупкие “скорлупки”, которые тонут от столкновения с другим кораблем. Запас живучести в них огромен, и нужно приложить немало усилий, чтобы отправить их на дно.
    И, наконец, в-четвертых. Быстрота обнаружения американцами места катастрофы, о которой говорится в версии российского флота, вещь относительная. Да, район аварии был определен достаточно быстро, но вот точное место искали более двух месяцев. И нашли-то в какой-то степени случайно.
    Поэтому однозначно говорить о столкновении, как о причине гибели К-129, надо осторожно. Другое дело, если причиной катастрофы стали события внутри корпуса лодки. Именно такой версии придерживаются американцы, полагающие, что на борту К-129 возникли технические неполадки, и произошел взрыв, разрушивший корпус и спровоцировавший поступление забортной воды внутрь корпуса.
    Право на жизнь имеют обе версии. Но какая из них верна, мы так никогда и не узнаем.
    А теперь я хотел бы вернуться к событиям, которые происходили на просторах Тихого океана.
    Едва советский военно-морской флот завершил поисковую операцию, как к месту гибели лодки устремились американцы. В район северо-западнее Гавайских островов прибыли подводная лодка “Халибат” с необитаемыми глубоководными аппаратами, а также специальное судно “Мизар”, оборудованное новейшей гидроакустической аппаратурой, системами подводного телевидения, магнитного траления и исследования дна.
    Советская подлодка лежала на дне на глубине более 5 километров. Американцы смогли сделать десятки тысяч снимков, по которым определили характер повреждений, полученных лодкой. Фотокамера запечатлела пролом в 30 метров сразу за рубкой. Сильно поврежденными оказались две кормовые ракетные пусковые установки, у которых были сорваны крышки шахт. У обеих ракет отсутствовали головные части. Неповрежденной была лишь третья пусковая установка, та, что ближе к носу.
    У кого из американских моряков или разведчиков родилась идея о подъеме затонувшей лодки, никто сказать не может. Но такие мысли появились вскоре после изучения первых фотографий с глубины. Юридически препятствий к проведению такой операции не было – Советский Союз отказался признать факт гибели подлодки и, следовательно, американцы могли, не опасаясь международного скандала, заниматься чем угодно вдали от своих берегов. Тем более, что советский флот не мог быть тому помехой, так как не знал где лежит затонувшая субмарина.
    В ноябре 1968 года заместитель министра обороны Дэвид Печард представил президенту США доклад, в котором аргументировал необходимость проведения операции по подъему К-129. Основными доводами в пользу этого приводился интерес специалистов к советским баллистическим ракетам, торпедам и ядерным зарядам, а также шифры и коды.
    Впоследствии в российской прессе неоднократно высказывалось мнение, что американцы просчитались и необходимой информации не получили. Мол, коды и шифры были сменены сразу после аварии, баллистические ракеты и ядерные заряды были устаревшей конструкции, да и к тому моменту, когда американцы до них добрались, уже были сняты с вооружения и т.п.
    Не могу согласиться со столь категоричным утверждением. Изучение логики мышления советских конструкторов позволило американцам понять эволюцию технических средств, которые пришли на смену поднятым со дна Тихого океана ракетам и ядерным зарядам. Да, совершенствовалась техника, но делали-то ее те же самые специалисты. Так что американцы своего добились и вложенные в операцию деньги себя окупили.
    Поняли это и в правительстве США, которое доводы Печарда убедили. Конгресс выделил необходимые средства и операция “Дженнифер” началась. Для начала было выделено около 200 миллионов долларов. Основная сложность заключалась в создании необходимого оборудования, которое могло бы реализовать задуманное. Контракт на строительство специального судна был выдан компании “Хьюз Тул”.
    Выбор партнера был не случаен. Владелец фирмы, мультимиллионер Говард Хьюз как нельзя более подходил для этой роли. Он был давним другом и партнером ЦРУ, и не раз оказывал разведывательному ведомству всевозможные услуги. В частности, вся инфраструктура его компании была нацелена на сохранения секретности работ, что при проведении операции “Дженнифер” было одним из основных условий. Кроме того, Хьюз владел многими компаниями, которые производили высокотехнологичное оборудование. Именно у него были созданы первые лазеры, изготовлялись системы наведения баллистических ракет, трехмерные радары, телекоммуникационные спутники. Да и судостроительные верфи были в империи Хьюза. И, наконец, по складу характера миллионер был авантюристом. Он ввязывался в различные проекты, абсурдные на первый взгляд, но приносившие немалые выгоды впоследствии.
    Правда, с головой у Хьюза было не “все в порядке” – с 1958 года он перестал общаться на публике и с ним общался ограниченный круг людей. Но представители ЦРУ были из их числа, так что сложностей с заключением контракта не возникло.
    Основной компонентой операции “Дженнифер” стал судно “Хьюз Гломар Эксплорер”. На его проектирование ушло почти три года, а строительство началось в апреле 1971 года. Это было однопалубное двухвинтовое судно длиной почти 190 метров с “центральной прорезью”, занимавшей почти треть судна. Над ней были установлены вышка и две подвижные колоны. Снизу “прорезь” закрывалась днищевыми щитами с резиновыми уплотнителями. Это помещение получило название “лунный бассейн”. Именно туда предполагалось поместить поднятую со дна К-129. В ноябре 1972 года судно было спущено на воду.
    Я опускаю технические подробности сверхмощного подъемного устройства, которым был оборудован “Хьюз Гломар Эксплорер”. Скажу только, что это была по настоящему уникальная конструкция, внешне напоминавшая стол на четырех ножках, на тот момент не имела аналогов ни в США, ни в других странах. Она обеспечивала подъем объектов массой 4250 тонн, что с лихвой должно было хватить для советской подлодки.
    Последние приготовления были сделаны в закрытой бухте тихоокеанского острова Санта-Каталина, где на “Хьюз Гломар Эксплорер” были установлены захваты, а само судно приведено в готовность к проведению операции. Дальше события развивались следующим образом.
    На рассвете 4 июля 1974 года в полной тайне задействованные в операции суда с 80-дневными запасами прибыли в назначенную точку. Несколько суток ушло на стабилизацию положения корабля над погибшей подводной лодкой. Это обеспечивалось с помощью автоматической системы удержания судна на месте, которая постоянно контролировала положение судна относительно выбранной точки океанского дна, а также данные по скорости, направлению ветра, курсу корабля, условий волнений и т.д. Одновременно работала система глубоководной звуковой связи, которая состояла из большого количества приемопередатчиков, расположенных на морском дне вокруг подводной лодки. Несмотря на все предпринятые меры сокрытия своих действий, американцы всерьез опасались появления советских кораблей, которые могли бы помешать проведению операции.
    Непосредственно подъем был начат после того, как “Хьюз Гломар Эксплорер” был стабилизирован, все системы проверены, а прогноз погоды благоприятен. “Лунный бассейн” заполнили водой, открыли створки и захват начал медленно опускаться. Через двое суток была достигнута глубина 5 с лишним километров. Захвата завис над обломками К-129, схватил один из них огромными “клешнями”, зафиксировал и начался подъем. Он занял несколько больше времени, чем спуск, так как проводился с особой осторожностью. Когда фрагмент лодки наконец-то оказалась внутри судна, первым делом его проверили на радиоактивное загрязнение, а затем подняли на верхнюю палубу судна.
    Операция по спуску захвата вниз и подъему очередного фрагмента была повторена несколько раз. Точные данные о том, что подняли американцы, отсутствуют. Известно только, что в их руки попали не менее трех фрагментов лодки, в том числе носовая часть с торпедами, имевшими ядерные боеголовки. Вместе с обломками К-159 были подняты от 50 до 60 тел советских моряков. После окончания операции “Дженнифер”, 4 сентября 1974 года, все они были захоронены в море, в 350 километрах от Гавайских островов, согласно морскому обычаю. Чтобы потом не последовало обвинений в неуважение к погибшим, американцы зафиксировали траурную церемонию на кинопленке. Если судить по количеству погибших, удалось поднять большую часть лодки.
    Вот, пожалуй, и все, что можно рассказать об операции “Дженнифер”. В нашей стране впервые о ней стало известно весной 1975 года из передачи радиостанции “Голос Америки”. Реакции со стороны официальных властей в то время не последовало. Как и за семь лет до этого, у нас продолжали замалчивать информацию о гибели К-129. А коль не было катастрофы, то и реакции на “злобные выпады империалистической пропаганды” не могло быть.
    Об аварии советской подлодки вновь заговорили в начале 1990-х годов, когда многие белые пятна нашей истории стали достоянием гласности. В октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт Гейтс передал президенту России Борису Ельцину кинопленку с записью церемонии погребения тел советских подводников.
    Точка в деле о гибели К-129 пока еще не поставлена. Пусть и теоретически, но существует возможность разобраться в причинах аварии. Правда, для этого придется вместе работать российским и американским специалистам, и изучить все документы, которые до сих пор скрыты за семью печатями в сейфах спецслужб США и России.
    А в заключении два слова о судне “Хьюз Гломар Эксплорер”, с помощью которого была осуществлена уникальная операция по подъему погибшего корабля. После успешной работы в Тихом океане его перевели в резерв американского флота, а в мае 1978 года передали в аренду международному консорциуму по освоению океанского дна “Оуэшн Минералес” и переоборудовано в буровое судно. По своему новому назначению оно используется до сегодняшнего дня, но для историков навсегда останется “кораблем, поднявшем со дна океана подводную лодку К-129”.

    ("Секретные материалы", № 15(142), июль 2004 г., сс. 12-13).



Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2002. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 06.10.2002.