НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


Официанты модельной внешности
get-promo.ru
RB2 Network

RB2 Network


Публикации

     Александр Железняков

   КРОВАВАЯ ЖАТВА ПРОГРЕССА


    Техногенные аварии и катастрофы – это та страшная дань, которую платит человечество за научно-технический прогресс. Они происходят с пугающей регулярностью, и не всегда дело ограничивается лишь материальным ущербом. Иногда это означает мгновенную гибель сотен людей. И конца этой “кровавой жатве” пока не видно.

    ХХ век останется в памяти человечества как время великих достижений в науке и технике. Не надо далеко ходить, чтобы доказать справедливость этого утверждения: полет первого в мире самолета и запуск первого спутника, изобретение телевизора и создание системы спутниковой связи, расшифровка генома человека и создание методики трансплантации человеческих органов, овладение атомной энергией и изобретение лазера, и так далее, и тому подобное. Но этот путь технического и технологического прогресса оказался усыпан отнюдь не розами. Чтобы добиться своих целей человечеству пришлось заплатить кровью. И хотя понимаешь, что трудно обойтись без этого, все равно не можешь смириться с десятками и сотнями жертв, которые были принесены (и продолжают приноситься ежедневно и ежечасно) ) на алтарь познания.
    Вот краткий перечень только самых масштабных аварий и катастроф техногенного характера, которые произошли в минувшем веке. Обращаю внимание читателей, что этот перечень действительно очень и очень краток и не охватывает, вероятно, даже тысячной доли того, о чем стоило бы рассказать.

    НА ЗЕМЛЕ…

    Основная масса населения нашей планеты большую часть своей жизни проводит, ощущая под ногами земную твердь. Поэтому и основные “неприятности” происходят именно здесь. Это автомобильные и железнодорожные катастрофы, аварии на промышленных предприятиях, взрывы и пожары, и многое другое, связанное с использованием технических достижений в нашей повседневной жизни.

    30 декабря 1903 г.
    Чикаго, шт. Иллинойс, США
    Во время спектакля в театре “Ирокез” из-за случайно оброненной сигары начался пожар, который быстро охватил большую часть здания. Появление огня вызвало панику среди зрителей, заполнявших зал. Обезумевшая толпа, спасаясь от огненной стихии, бросилась к выходам из театра, некоторые из которых оказались заперты. Вызванные на место происшествия пожарные прибыли лишь тогда, когда начали рушиться перекрытия. В огне и возникшей давке погибли 602 человека. В основном это были женщины и дети, которые оказались буквально растоптаны толпой.
    Происшедший инцидент стал крупнейшим несчастным случаем в истории американского театра и заставил владельцев развлекательных учреждений подходить к проблемам противопожарной безопасности с большим вниманием, чем это было до того момента. К сожалению, полностью избежать повторения масштабных трагедий не удается до сих пор, несмотря на все предпринимаемые меры.

    22 мая 1915 г.
    Гретна-Грин, Шотландия
    Близ шотландского городка Гретна-Грин произошла крупнейшая в истории Великобритании железнодорожная катастрофа. Из-за ошибки диспетчера воинский эшелон, следовавший в сторону восточного побережья Великобритании, столкнулся с пригородным поездом. Еще не успели начаться спасательные работы, как в обломки двух составов врезался товарный поезд. Извлечение пострадавших из-под груды искореженного металла продолжалось почти сутки. Но спасти удалось не всех. В результате трагедии погибли 157 человек (по другим данным – 227 человек), более 700 человек получили травмы и ранения различной степени тяжести.
    Происшедшая катастрофа заставила британских железнодорожников в корне изменить всю систему движения поездов, что позволило в будущем избежать аварий со столь тяжкими последствиями.

    12 декабря 1917 г.
    Модан, Франция
    Самая страшная железнодорожная катастрофа в мировой истории. По вине стрелочника (только не надо иронизировать по этому поводу) два пассажирских состава оказались на одной колее и столкнулись лоб в лоб. Удар был столь силен, что с высокой насыпи под откос упали почти три десятка переполненных пассажирами вагонов. Прибывшим на место катастрофы полицейским, пожарным, врачам предстала страшная картина: деформированные вагоны с месивом из человеческих тел внутри. В тот день французы не досчитались около 800 своих соотечественников.
    Катастрофа в Модане ярко показала, насколько важен человеческий фактор при эксплуатации транспортных средств. Любая ошибка, даже самая мелкая, может стать причиной гибели многих и многих людей.

    26 октября 1935 г.
    Ляньчжоу, Китай
    Из-за нарушения правил работ с взрывчатыми материалами (в чем конкретно это выразилось, в случайно оброненном окурке или разведенном в неположенном месте костре, выяснить не удалось) взорвался арсенал в китайском городе Ляньчжоу. Взрыв был столь силен, что практически во всех зданиях города были выбиты стекла. Расположенные поблизости дома вместе с находившимися в них людьми буквально смело с лица земли. В результате взрыва погибло более 2 тысяч человек, причем лишь малая часть из них работала в арсенале. Большинство составили мирные жители города.

    28 ноября 1942 г.
    Бостон, шт. Массачусетс, США
    В Европе и на Тихом океане шла кровопролитная война, а в континентальной части США продолжалась обычная жизнь. В тот вечер тысячи молодых людей собрались в ночном клубе Бостона, чтобы потанцевать, выпить пива, пофлиртовать с девушками. Желающих попасть внутрь было столь много, что владельцы клуба закрыли на ключ все входы и выходы, чтобы не допустить в зал тех, кто пытался попасть в итак переполненное помещение. Как это обычно бывает, пожар начался совершенно неожиданно. Спустя несколько минут огонь охватил все здание. Молодежь рванулась наружу, но выбить оббитые железом двери не удалось. Началась обычная для подобных ситуаций паника. Кого-то затоптала мечущаяся толпа, кто-то погиб от удушья. Когда пожарным удалось справиться с огнем, они извлекли из-под завалов тела 491 человека.

    3 апреля 1955 г.
    Гвадалахара, Мексика
    Два переполненных пассажирами поезда столкнулись близ мексиканского города Гвадалахара. Как этот часто бывает, по недосмотру железнодорожных служащих оба состава были пущены по одной колее друг навстречу друга. Машинисты поездов, когда поняли, что должно случиться, попытались затормозить, но было уже поздно. В результате катастрофы погибли более 300 человек.

    17 августа 1956 г.
    Кали, Колумбия
    На территории этого южноамериканского государства находятся множество месторождений полезных ископаемых. Уголь и руду добывают не только в шахтах, но и открытым способом. При разработке карьеров регулярно используют динамит, разрыхляющий породу. После этого руду остается только погрузить на самосвалы и перевезти на перерабатывающие заводы. Доставка динамита осуществляется на грузовиках, каждый из которых может перевести несколько тонн взрывоопасного груза. В те годы грузовики часто собирались в колонны, чтобы избежать нападения всякого рода экстремистов и мародеров.
    В тот августовский день 1956 года колонна грузовиков насчитывала несколько десятков машин, которые натужно урча на рассвете втянулись на улицы города Кали. В этот момент и раздался взрыв. Точнее два взрыва. Сначала взорвалась взрывчатка на одном из грузовиков, а потом сдетонировал динамит на остальных машинах. Словно огненный смерч пронесся по Кали. Что стало причиной этих событий, неизвестно. Все те, кто мог хотя бы что-нибудь рассказать, ушли в мир иной. Число жертв этой трагедии оценивается в 1100 человек, хотя не исключено, что их в несколько раз больше.
    После трагедии в Кали колумбийские власти запретили перевозить динамит по улицам городов. Да и собираться в колонны нескольким машинам не рекомендовали.

    29 сентября 1957 г.
    Челябинская обл., СССР
    Тысячи квадратных километров в Челябинской, Свердловской и Тюменской областях подверглись радиоактивному заражению в результате взрыва емкости с радиоактивными отходами на химическом комбинате “Маяк” – крупнейшем в СССР производителе оружейного плутония. Причиной катастрофы стал неисправный датчик, вследствие чего вовремя не была включена система вентиляции. В какой-то момент скопившийся над хранилищем гремучий газ взорвался, подняв в воздух 80 тонн радиоактивной смеси. Длина следа этого облака достигала 350 километров, ширина – 50 километров. Облучению подверглись 124 тысячи человек, многие из которых затем скончались. Снова вступить в строй “Маяк” смог только через 1,5 года.
    Подробности происшедшего неизвестны до сих пор. То, что в последние годы появилось в средствах массовой информации, лишь малая часть того, что надо рассказать об этой аварии.

    24 октября 1960 г.
    Тюра-Там (Байконур), Казахстан
    

    Во время предстартовой подготовки на 41-й площадке полигона взорвалась межконтинентальная баллистическая ракета Р-16. В огне погибли не менее 74 человек. Многие позже скончались от ожогов и травм. Среди жертв катастрофы оказались главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения СССР маршал артиллерии Митрофан Неделин, многие конструкторы ракетной техники, военные.
    Причиной трагедии стало преждевременное прохождение команды на запуск двигателя 2-й ступени. Это выводы, сделанные правительственной комиссией во главе с Леонидом Брежневым. Хотя основной причиной все-таки следуют признать нарушение правил техники безопасности и обыкновенный пофигизм.
    Тюра-тамская трагедия стала крупнейшей катастрофой в истории советской и мировой ракетной техники. Она не только отодвинула сроки создания боевой ракеты Р-16, но и косвенно повлияла на сроки первого полета человека в космос – вместо декабря 1960 года он был осуществлен только в12 апреля 1961 года.

    27 января 1967 г.
    мыс Канаверал, шт. Флорида, США
    Во время проведения тренировки экипажа космического корабля “Аполлон-1” из-за короткого замыкания возник пожар в перенасыщенной кислородом атмосфере кабины корабля. Поднятые по тревоге пожарные расчеты через четыре минуты вскрыли люк корабля, но спасти космонавтов не успели. Все, что осталось от Вирджила Гриссома, Эдварда Уайта и Роджера Чаффи – это три горстки пепла.
    Пожар на мысе Канаверал заставил на 1,5 года задержать реализацию программы полета человека к Луне, но не заставил конструкторов изменить состав атмосферы и сделать ее не столь пожароопасной. Все “Аполлоны” летали к Луне “на грани фола”. На обычный воздух американцы перешли только тогда, когда были сконструированы корабли многоразового использования.

    22 мая 1967 г.
    Брюссель, Бельгия
    Крупный пожар охватил здание универмага “Инновасьон”. Наличие большого количества горючих материалов (одежда, химикаты, изделия из полимеров) привело к тому, что огонь мгновенно охватил все этажи. Характерная для подобного рода происшествий паника, охватившая находившихся внутри людей, лишь усугубила трагедию. Погибли 350 человек, сотни людей получили ожоги, ранения и отравления угарным газом.

    25 декабря 1971 г.
    Сеул, Южная Корея
    Сильный пожар возник в 22-ти двухэтажном отеле “Дай-Юн-Как”. Огонь охватил все этажи, 40 человек разбились при попытке выпрыгнуть из горящего здания. Всего погибло 163 человека, получили травмы 64 человека. Отель был полностью выведен из строя. Причина обычная – несоблюдение правил противопожарной безопасности.

    10 июля 1976 г.
    гг. Серезо и Меда, Италия
    На химическом заводе "Иклиза" произошел взрыв. Зараженной оказалась обширная территория. Симптомы, обнаруженные у пострадавших жителей, были аналогичны тем, которые наблюдались у жителей вьетнамских деревень, пораженных дефолиантами, применявшимися американскими войсками во время войны во Вьетнаме. В первые месяцы из-за последствий взрыва умерли 228 человек. Для ликвидации последствий были вырублены все деревья, снят верхний слой почвы на площади 150 гектаров. Город Севезо в течение 16 месяцев был необитаем.

    Апрель 1979 г.
    Свердловск (ныне Екатеринбург), СССР
    В Институте микробиологии и вирусологии произошёл выброс в атмосферу спор сибирской язвы. Согласно независимым источникам, был заражён регион в радиусе 3 километров, и погибли несколько сот человек. Советское правительство отрицало факт катастрофы. Первые подробности о ней стали известны лишь в 1990-х годах. Это крупнейшая в мировой истории катастрофа, связанная с биологическим оружием.
    6 июня 1981 г.
    Бихар, Индия
    Крупная железнодорожная катастрофа произошла в индийском штате Бихар. Столкнулись два переполненный пассажирами поезда. Сошли с рельс десятки вагонов, похоронив под своими обломками почти всех, кто в них находился. По самым скромным подсчетам жертвами катастрофы стали не менее 500 человек.
    Железнодорожные катастрофы в Индии происходят с завидной регулярностью – 10-20 ежегодно. Количество жертв часто составляет несколько десятков человек. До Бихарской катастрофы все эти аварии, к счастью, не дотягивают, но в сумме число жертв намного превышает события 1981 года.

    3 декабря 1984 г.
    Бхопал, Индия
    Накануне вечером жители небольшого индийского городка Бхопал легли спать как обычно. Они и подумать не могли, что многим из них уже никогда не удастся увидеть рассвет. Ночью город накрыло оранжевое облако. Как оказалось, на расположенном поблизости химическом заводе американской компании "Юнион Карбайд корпорейшн" произошла утечка 40 тонн высокотоксичного газа (метилизоцианата). Погибли более 3 тысяч человек, пострадали свыше полумиллиона. Это крупнейшая в истории человечества авария, связанная с химическим производством.

    26 апреля 1986 г.
    Чернобыль, Украина
    На четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла самая крупная за всю историю "мирного атома" катастрофа: была разрушена активная зона реактора типа РБМК. В результате аварии радиоактивному загрязнению подверглось 150 тысяч квадратных километров территории бывшего СССР с населением 6 миллионов 945 тысяч человек. В момент взрыва и в последующие несколько недель умерли 34 человека, а к настоящему моменту число жертв оценивается в 300 тысяч человек. Это только те, для кого радиоактивное заражение стало причиной преждевременной смерти.
    Авария на Чернобыльской АЭС во многом “поспособствовала” многим глобальным событиям в мире: развалу СССР, окончанию “холодной войны”, сокращению ядерных арсеналов ведущих в военном отношении держав.

    1 ноября 1986 г.
    Базель, Швейцария
    В результате пожара на складе фармацевтической компании "Сандоз" произошёл выброс 1 тысячи тонн химических веществ в Рейн. Погибли миллионы рыб, была заражена питьевая вода.

    3 июня 1989 г.
    Башкирия, СССР
    В результате утечки газа из продуктопровода, проходившего рядом с железнодорожным полотном на участке Аша – Уфа, произошел мощный взрыв и пожар. В “зоне поражения” оказались два пассажирских поезда, следовавшие по маршрутам Новосибирск – Адлер и Адлер – Новосибирск. Погибли 573 человека, 623 получили телесные повреждения.

    ПОД ЗЕМЛЕЙ…

    С незапамятных времен человечество “ушло” под землю. Не для развлечения, а чтобы забрать у природы то, что люди считают своей собственностью – уголь, руды, золото… Земля щедро делится с нами своими богатствами, но регулярно напоминает нам, что за все надо платить. Вот мы и платим, своими жизнями и здоровьем. Статистика говорит, что на каждый миллион тонн добытых под землей полезных ископаемых приходится гибель одного горняка. Еще двое получают ранения и травмы.

    10 марта 1906 г.
    Рудник “Курьерс”, Франция
    Когда горняки ведут добычу горной породы, они вскрывают “земные поры”, сквозь которые в шахты и штреки просачивается горючий газ. Малейшая искра и… Обезопасить рабочих можно лишь создав мощную систему вентиляции. Но иногда она выходит из строя и тогда остается надеяться только на Бога.
    В тот день на французском руднике "Курьерс" удача отвернулся от горняков. Сильнейший взрыв метана полностью разрушил все сооружения. Все, кто находился под землей, а таких было 1060 человек, погибли.

    14 октября 1913 г.
    Мид-Глэмарган, Уэльс
    Это был обычный рабочий день, когда под землю спустились сотни шахтеров. Беда, как всегда, пришла неожиданно. Легкий хлопок, который услышали лишь находившиеся поблизости рабочие, а потом огненный смерч, пронесшийся под землей. В тот день 439 горняков каменноугольной копи в Мид-Глэмаргане не вернулись домой.

    12 февраля 1931 г.
    Маньжурия
    В первой половине ХХ века на редкой китайской шахте соблюдались правила техники безопасности. Увеличение добычи угля там достигалось увеличением числа шахтеров, спускавшихся под землю, а не применением последних достижений горнопроходческой техники. Поэтому и гибли сотни китайских рабочих ради лишней тонны ценного сырья. Самая страшная катастрофа случилась в 1931 году в Маньчжурии. В тот несчастливый день взрыв метана и последовавший вслед за этим пожар привели к гибели более 3 тысяч человек.

    29 ноября 1949 г.
    Урановый рудник в Йоханнгеоргендштадте, ГДР
    В первые послевоенные годы, когда в СССР велись широкомасштабные работы по созданию собственной ядерной бомбы, использовались любые возможности для пополнения запаса расщепляющихся материалов. Одним из источников сырья стал урановый рудник в Йоханнгеоргендштадте в Восточной Германии. Работали на нем, в основном, военнопленные. Но были и советские специалисты. Причин трагедии, случившейся в ноябре 1949 года, не знает никто. Известно только, что на руднике произошел сильный взрыв, который стал причиной гибели 3700 человек. Судя по всему, еще немало людей пострадали от радиоактивного облучения. В свое время происшедшее сумели скрыть и от немцев, и от граждан СССР. Более 40 лет мы были в неведении об этой трагедии. Но и сегодня подробности этой трагедии мало кому известны.

    НА МОРЕ…

    Морские суда, которые с древних времен бороздят просторы Мирового океана, это крохотные территории, на которых находится большое число людей. Их объединяет не только ограниченность размеров корабельных помещений, но и общая судьба в экстремальной ситуации. Если в открытом море гибнет судно, то вместе с ним гибнет и большинство его пассажиров. Мало кого удается спасти, хотя на помощь гибнущему кораблю стремятся все, кто только может. Поэтому и говорят, что нет ничего прочнее, чем морское братство.

    15 июня 1904 г.
    Река Ист-Ривер, шт. Нью-Йорк, США
    Река не море, и шансов спастись у тех, кто оказывается на борту гибнущего речного судна гораздо больше, чем пассажиров морского лайнера. Но часто эти шансы оказываются призрачными. Случай с прогулочным пароходом “Генерал Слокум” из тх числа.
    Рядовая речная прогулка, на которую многие отправились с детьми, окончилась трагедией. Матросы так “раскочегарили” паровой двигатель судна, что от раскаленного корпуса топки занялась деревянная обшивка, а вслед за этим огонь охватил весь корабль. Пламя распространялось столь быстро, а спасательных средств было так мало, что многие попытались добраться до берега вплавь, хотя плавать умели далеко не все. Вода одного за другим поглощала пассажиров “Генерала Слокума”. В огне и воде погибли 1030 человек.

    14-15 апреля 1912 г.
    Северная Атлантика
    Гибель “Титаника” уже давно стало хрестоматийным событием. Об одной из крупнейших в мировой истории морских катастроф написаны сотни книг, сняты десятки фильмов. Но она до сих пор привлекает к себе внимание.
    При создании “Титаника” были использованы самые последние достижения судостроения. Его считали непотопляемым судном, которому не страшны никакие ветры и шторма. Но беда пришла оттуда, откуда ее не ждали. В северных широтах судно наскочило на айсберг, который пробил днище “Титаника”. Капитан и команда не стразу оценили степень опасности, поэтому прошло немало времени, прежде чем началась эвакуация людей. Шлюпок не хватало, поэтому многие пассажиры второго и третьего классов оказались изначально обречены на гибель. Когда судно ушло под воду, сотни людей оказались в ледяной купели. Через сутки к месту гибели “Титаника” приблизились спасательные суда, но им пришлось заниматься, в основном, подъемом тел погибших. Всего жертвами катастрофы “Титаника” стали 1503 человека.

    6 декабря 1917 г.
    Гавань Галифакса, Канада
    Рано утром французский транспорт “Монблан” входил в гавань Галифакса, чтобы спустя несколько дней присоединиться к военному конвою, под защитой которого ему предстояло пересечь Атлантику. Где-то в Европе шла война, бушевали вихри революций, а в Канаде все было тихо и спокойно.
    Появление норвежского грузового парохода “Имо” было неожиданным для капитана “Монблана” – пролив был узковат. Тем не менее, корабли погудели, выяснили, кто не прав, и попытались разойтись друг с другом. Но маневры их были несколько странноваты, если не сказать глупы. Расстояние между судами быстро сокращалось. И вот наступил миг, когда “Имо” протаранил правый борт “Монблана”, в трюмах которого был крайне взрывоопасный груз: 2300 тонн пикриновой кислоты, 35 тонн бензола, 200 тонн тринитротолуола, 10 тонн пороха. Предательская искра не заставила себя ждать и “Монблан” загорелся. Его капитан пытался затопить судно, но не смог этого сделать из-за неисправности кингстонов. Потом он приказал развернуть судно и вывести его в открытое море, чтобы тот, на ходу набрав в пробоину воды, быстрее затонул. Но корабль упорно не хотел идти на дно. Более того, внутреннее течение подхватило его и направило обратно в гавань.
    И вот наступил момент, когда над “Монбланом” взметнулся стометровый столб пламени. Черные клубы дыма закрыли небо. А потом прогремел взрыв. Ударная волна уничтожила все береговые постройки и большую часть городских, приблизительно 1800 домов. Сам корабль превратился в железный фарш. Полутонный фрагмент якоря “Монблана” улетел на три километра. Взрыв спровоцировал кратковременную цунами – огромная волна вынесла в город стоявшие в гавани корабли. Власти официально объявили, что погибли 1654 человек. Однако, жертв было гораздо больше – поданным канадских гробовщиков им пришлось изготовить более 4 тысяч гробов.

    Ноябрь 1948 г.
    Близ побережья Манчжурии, Китай
    Эвакуационный корабль китайской армии затонул неподалеку от побережья Маньчжурии. Судно было настолько перегружено пассажирами, что спасательных средств хватило, дай Бог, на десятую часть тех, кто находился на борту. Общее число погибших оценивается в 6 (!) тысяч человек.

    26 сентября 1954 г.
    Пролив Цугару, Япония
    Для государств, территория которых состоит из множества островов (Япония, Индонезия, Филиппины) одним из основных транспортных средств давно стали морские паромы. На них ездят на работу, в гости, за покупками. Как правило, желающих отправиться в поездку, оказывается гораздо больше, чем вмещает судно. Так же было и на японском пароме “Тоя Мару”, который отправился в свой обычный рейс. Неопытность моряков привела к тому, что судно наскочило на скалу, получило пробоину и быстро затонуло. Вместе с “Тоя Мару” на дно ушли 1172 пассажира.

    11 января 1962 г.
    Поселок Полярный, Мурманская обл., СССР
    На борту советской дизельной подводной лодки Б-37, готовившейся к выходу на боевое патрулирование, произошел взрыв торпеды, после чего сдетонировал весь боезапас. На борту начался пожар, в результате которого погибли почти весь экипаж судна. Были повреждены стоявшие неподалеку подлодки Б-38, Б-53, С-53, С-350 и С-351, на которых также имелись жертвы, а также постройки на берегу. Всего в результате катастрофы погибли 122 человека.
    Истинные причины аварии установить не удалось. Правительственная комиссия сочла наиболее вероятными две из них: случайный выстрел при разряжении оружия сменившимся вахтенным или проведение с торпедой нерегламентированных ремонтных работ с использованием открытого огня.

    28 января 1969 г.
    Канал Санта-Барбара, шт. Калифорния, США
    Нз нефтяной платформы произошёл выброс нефти. За 11 дней в море вылилось около миллиона литров нефти, нанеся огромный урон окружающей среде. Платформа продолжала протекать в течение нескольких лет.

    19 января 1970 г.
    Горький (ныне Нижний Новгород), СССР
    На строившейся на заводе “Красное Сормово” атомной подводной лодке К-329 произошел самозапуск и взрыв реактора. Вслед за этим возник сильный пожар, который не удавалось потушить почти сутки. Погибли несколько человек, произошло переоблучение персонала, радиоактивное загрязнение завода, города и реки Волга.

    16 марта 1978 г.
    Близ мыса Финистер, у берегов Бретани, Франция
    Из-за неполадок в рулевом управлении налетел на скалы и раскололся пополам танкер "Амоко Кадис", принадлежавший американской компании "Амоко ойл". В море вылилось 230 тысяч тонн нефти, образовав гигантское нефтяное пятно размером 2 тысячи квадратных километров. Пострадало 360 километров Атлантического побережья Франции. Эта крупнейшая экологическая катастрофа в Европе стала причиной гибели десятков тысяч птиц, рыб и нанесла невосполнимый ущерб Средиземному морю.

    3 июня 1979 г.
    Мексиканский залив
    Авария на нефтяной платформе "Иксток-1" привела к выбросу в море 600 тысяч тонн нефти. Мексиканский залив в течение нескольких лет был зоной экологического бедствия.

    31 августа 1986 г.
    Близ Новороссийска, СССР
    В результате нарушения правил судовождения на рейде порта Новороссийск произошло столкновение сухогруза “Петр Васев” и теплохода “Адмирал Нахимов”. В результате катастрофы пассажирское судно затонуло. Более 400 человек погибли. Среди них оказались и несколько спасателей, пытавшихся помочь терпящим бедствие людям.

    20 декабря 1987 г.
    Пролив Таблас, Филиппины
    В сильном тумане произошло столкновение филиппинского парома "Дона Паз" и танкера "Виктор". Несмотря на то, что спасательные работы были начаты практически сразу, немногих пассажиров парома удалось спасти. Число жертв оценивается в 3 тысячи человек.

    24 марта 1989 г.
    Близ берегов Аляски, США
    Из-за навигационной ошибки сел на мель танкер "Экссон Валдиз". Вылившиеся в океан 240 тысяч баррелей нефти образовали огромное нефтяное пятно. Нефть загрязнила свыше 2600 квадратных миль морской акватории, погибли тысячи птиц и морских животных. Это крупнейшая экологическая катастрофа в истории Северной Америки.

    28 сентября 1994 г.
    Балтийское море
    В 20 милях от финского острова Уто затонул пассажирский паром “Эстония”, принадлежавший эстонской компании “Эстлайн” и шведской судоходной компании “Нурдстрем и Тулин АБ”. По официальной версии гибель парома произошла в результате недоработок в конструкции и неправильных действий капитана. Однако, существуют версии, связывающие с перевозкой на судне оружия. Что бы ни было причиной гибели “Эстонии”, эта трагедия стоила жизни 852 человекам.

    ПОД ВОДОЙ….

    Читатели уже поняли, что путешествие по воде – занятие довольно опасное. Ну а что уж говорить о пребывании под водой, когда моряки лишены практически любой возможности спастись. Случись авария и приходится уповать только на себя и, конечно, на Бога.

    10 апреля 1963 г.
    Атлантический океан
    Во время проведения испытаний на глубине 2600 метров затонула американская атомная подводная лодка “Трешер”. Причины ее гибели выяснить так и не удалось. Полагают, что всему виной был дефект в конструкции судна. Для 123 моряков “Трешера” стальной корпус субмарины стал вечной могилой.

    8 марта 1968 г.
    Тихий океан
    Советская дизельная подводная лодка К-129 с ядерным оружием на борту затонула в Тихом океане. Погибли 97 человек. Вероятнее всего, причиной гибели подлодки стало столкновение с американской ядерной субмариной. Хотя эта версия не бесспорна. В 1974 году американская разведка осуществила уникальную операцию по подъему советской лодки с 5-километровой глубины.

    21 мая 1968 г.
    Атлантический океан
    Американская атомная подводная лодка "Скорпион" с двумя ядерными торпедами на борту затонула в районе Азорских островов на глубине 3600 метров. Погибли 99 членов экипажа.

    12 апреля 1970 г.
    Бискайский залив
    Советская атомная подводная лодка К-8 затонула в результате начавшегося 8 апреля пожара на глубине 4680 метров на дне Бискайского залива. Погибли 52 члена экипажа.

    24 февраля 1972 г.
    Атлантический океан
    Во время боевого похода на борту советской атомной подводной лодки К-19, шедшей в погруженном состоянии, начался сильный пожар. Лодка потеряла ход. На спасение подлодки прибыли советские военные корабли, которые отбуксировали ее в порт приписки. Во время борьбы с огнем погибли 29 моряков.

    6 октября 1986 г.
    Карибское море
    Советская атомная подводная лодка К-219 с 15 ядерными ракетами на борту затонула на глубине около 5000 метров вблизи Бермудских островов. Погибли четверо моряков. Причиной гибели субмарины стал взрыв ракетного топлива и последовавшего за этим пожара. Экипаж более двух суток вел борьбу за живучесть судна, но после возникновения угрозы самопроизвольного запуска ракет в направлении побережья США было принято решение о затоплении судна. Члены экипажа были спасены подошедшими в район аварии судами ВМФ СССР.

    7 апреля 1989 г.
    Норвежское море
    Советская атомная подводная лодка “Комсомолец” затонула у берегов Норвегии. Погибли 42 члена экипажа. Причиной гибели подлодки стал начавшийся на борту пожар при нахождении судна под водой. Не смогло изменить ситуацию и экстренное всплытие лодки. Вполне возможно, что жертв было бы меньше, если советские моряки приняли помощь норвежских ВМС. Но у “советских собственная гордость”…

    12 августа 2000 г.
    Баренцево море
    Во время маневров российского Северного флота потерпела катастрофу и затонула атомная подводная лодка “Курск” с ядерными крылатыми ракетами на борту. Погибли 118 моряков. Спасательная операция была начата со значительным опозданием, что исключило всякую надежду на спасение хоть кого-то из членов экипажа. Истинные причины трагедии так и не выяснены, несмотря на обилие всевозможных версий, от абсурдных до вполне реалистичных.

    В ВОЗДУХЕ…

    Человек всегда мечтал научиться летать. Однако, эра воздухоплавания наступила совсем недавно. Но это для птиц воздух является “родным домом”, поэтому все у них получается просто, естественно и изящно. А вот для людей осуществление мечты не всегда заканчивалось возвращением домой…

    4 декабря 1933 г.
    Близ побережья шт. Нью-Джерси, США
    1930-е годы прошлого века часто называют эрой дирижаблей. Во многих странах мира строились эти довольно удобные средства передвижения. Но ряд событий заставил усомниться в этом и, в конце концов, этот вил транспорта сдал свои позиции.
    Огромный жесткий дирижабль “Акрон” длиной 239 метров и объемом 180 тысяч кубических метров был построен по заказу американского флота и, по сути дела, являлся “летающим авианосцем” – в его ангаре размещались четыре небольших истребителя. Может быть, такие аппараты и имели бы будущее, если бы не…
    Во время очередного испытательного полета “Акрон” упал в море и затонул. Существует несколько версий по поводу данной катастроф: кто-то сетует на шторм и поломку рулей, кто-то - на разломы из-за больших изгибающих моментов. Но это не так важно для 73 авиаторов и моряков, которые нашли свою смерть вместе с дирижаблем.

    6 мая 1937 г.
    Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк, США
    При заходе на посадку взорвался и мгновенно сгорел самый большой дирижабль своего времени – немецкий “Гинденбург”. В огне погибли 35 человек.
    Происшедшую катастрофу списали на статический разряд электричества, который воспламенил находящийся в оболочке газ. Хотя немало в те годы говорили о преднамеренной диверсии. Но американцы не желали международного конфликта, а немцы не хотели признавать, что гордость Третьего рейха так легко уничтожить. Дело замяли. Но и эра дирижаблей на этом фактически завершилась.

    3 мая 1953 г.
    Калькутта, Индия
    Во время сильной бури разбился первый в мире реактивный лайнер "Комета-1 G-ALYV". Из 43 человек, находившихся на борту, не спасся никто.

    17 января 1966 г.
    Испания
    На высоте 9300 метров близ побережья Испании в результате ошибки пилотирования произошло столкновение американского стратегического бомбардировщика В-52 с четырьмя термоядерными бомбами на борту и самолета-заправщика КС-135. Три бомбы упали на землю, вызвав плутониевое загрязнение, четвертая упала в море, ее поиски продолжались два месяца. Погибли все, кто находился на борту В-52 и КС-135.

    21 января 1968 г.
    Неподалеку от Базы ВВС США в Туле на севере Гренландии.
    Во время тренировочного полета разбился стратегический бомбардировщик ВВС США В-52 с четырьмя термоядерными бомбами на борту. Бомбы не взорвались, но были разрушены. В результате произошло радиоактивное заражение обширной территории. 18 человек погибли сразу же после аварии, 500 человек были облучены.

    30 июля 1971 г.
    Мориока, Япония
    Известно, что в мирное время военные летчики частенько используют пассажирские самолеты для отработки навыков захода на цель. Те, кому приходилось это видеть, должны помнить это стремительное сближение двух машин, а потом резкий уход истребителя в сторону. По собственному опыту могу сказать, что ощущение не из приятных. Как правило, все заканчивается благополучно. Но в тот раз пилот американского истребителя F-86, заходивший на цель, роль которого невольно играл пассажирский “Боинг-727”, отвернуть не успел. Произошло столкновение. Погиб пилот боевой машины и 161 человек, находившийся на борту авиалайнера.

    13 октября 1972 г.
    Москва, СССР
    При заходе на посадку в сложных метеоусловиях потерпел катастрофу и разбился пассажирский самолет Ил-62 восточногерманской авиакомпании “Интерфлюг”. Погибли 176 пассажиров и членов экипажа.

    22 января 1973 г.
    Кано, Нигерия
    Во время совершения посадки вспыхнул и полностью сгорел пассажирский самолет “Боинг-707”. Заживо сгорели 176 человек.

    3 марта 1974 г.
    Близ Парижа, Франция
    Во время набора высоты из-за технического дефекта встречным воздушным потоком была вырвана дверь грузового отсека турецкого пассажирского самолета DC-10. Машина потеряла управление и свалилась в штопор, из которого экипаж не смог ее вывести. Погибли 346 человек, находившиеся на борту.

    27 марта 1977 г.
    Тенерифе, Канарские о-ва, Испания
    Крупнейшая в истории человечества авиационная катастрофа – на взлетно-посадочной полосе произошло столкновение двух пассажирских самолетов “Боинг-747”. Погибли 582 человека. Расследование причин этой трагедии показало, что она стала возможной из-за ошибки диспетчеров аэропорта, которые фактически свели две машины в одной точке в одно время.

    25 мая 1979 г.
    Чикаго, шт. Иллинойс, США
    Сразу после взлета из международного аэропорта “О’Хара” потерпел катастрофу и разбился пассажирский самолет DC-10. Погибли 275 человек. Причина трагедии – ошибка пилотирования.

    19 августа 1980 г.
    Эр-Рияд, Саудовская Аравия
    Проблемы на борту пассажирского самолета "Тристар" саудовских авиалиний начались еще во время полета. Сначала вышла из строя система навигации, потом отключился один из двигателей, затем стала барахлить связь. Посадка в аэропорту Эр-Рияда была аварийной и закончилась катастрофой – самолет съехал с посадочной полосы, загорелся и взорвался. Погиб 301 человек, находившийся на борту.

    12 августа 1985 г.
    Япония
    В сложных метеоусловиях пассажирский самолет “Боинг-747” японской авиакомпании “Джал” врезался в гору Огура. Погибли 520 человек.

    3 сентября 1989 г.
    Близ Гаваны, Куба
    В следствие технических неисправностей на борту потерпел катастрофу и разбился кубинский пассажирский самолет Ил-62. Погибли 214 человек.

    11 июля 1991 г.
    Джидда, Саудовская Аравия
    При заходе на посадку потерпел катастрофу и разбился нигерийский пассажирский самолет DC-8. Погиб 261 человек.

    12 ноября 1996 г.
    Дели, Индия
    Вскоре после взлета саудовский пассажирский авиалайнер “Боинг-747” столкнулся с грузовым самолетом Ил-76 компании “Казахские авиалинии”, заходившим на посадку. Все, находившиеся на борту обоих самолетов – 372 человека – погибли.

    26 сентября 1997 г.
    Близ г. Медан, о. Суматра, Индонезия
    Из-за ошибки пилота, не разглядевшего в тумане гору, разбился индонезийский аэробус "А-300-В4". Погибли 234 человека.

    6 декабря 1997 г.
    Иркутск, Россия
    Сразу после взлета с заводского аэродрома Иркутского авиазавода потерпел катастрофу самолет Ан-124 ("Руслан"). Терпящая бедствие машина рухнула на жилые кварталы города и взорвалась. Погибли 69 человек. В основном это были те, кто находился дома в своих квартирах. Трагедию списали на некачественное топливо, которое залили в баки накануне.

    25 июля 2000 г.
    Близ Парижа, Франция
    Через минуту после взлета разбился сверхзвуковой пассажирский самолет "Конкорд", следовавший до Нью-Йорка. Погибли 113 человек. Есть несколько версий причин катастрофы. В качестве основной рассматривается версия о находившейся на взлетной полосе 43-сантиметровой металлической пластине, которая разорвала одну из шин "Конкорда". Это вызвало попадание посторонних частей в турбину и привело к пожару в двигателях. Параллельно разрабатываются еще две версии – взрыв внутри топливного бака и ошибка экипажа. Какой бы ни была истинная причина аварии, через несколько лет все “Конкорды” были сняты с линий и теперь их могут увидеть только посетители французских и британских музеев.

    В КОСМОСЕ…

    Космическая эра человечества началась относительно недавно – менее полувека назад. Однако, эта “отрасль” науки и техники является пока самой “аварийной”. Чаще всего, к счастью, катастрофы происходят с беспилотными аппаратами, что позволяет избежать человеческих жертв и достаточно быстро о них забыть. Но были и исключения. Я ограничиваюсь рассказом только о ХХ веке, но и в наступившем столетии уже есть о чем “вспомнить”.

    21 апреля 1964 г.
    База ВВС США “Ванденберг”, шт. Калифорния, США.
    Попытка запуска американского навигационного спутника “Транзит-5BN-3” закончилась неудачей – неполадки в системе управления отклонили ракету-носитель “Тор-Аблестар” от заданного курса и она была взорвана над Тихим океаном. Находившиеся на борту 1,2 килограмма плутония-238 попали в земную атмосферу и вызвали рост естественного радиоактивного фона всей планете на 4 %. Последствия аварии ощущаются до сих пор. И хотя прямых жертв в тот раз удалось избежать, кто знает, сколько человек умерли преждевременно от невидимой человеческому глазу радиоации от обломков “Транзита”

    24 апреля 1967 г.
    Близ г. Орск, СССР.
    При возвращении на Землю разбился космический корабль «Союз-1». Причиной трагедии стал невыход из контейнера основного парашюта, что не позволило замедлить скорость снижения корабля? и он со скоростью курьерского поезда врезался в земную твердь. Находившийся на борту летчик-космонавт СССР Владимир Комаров погиб. Происшедшая катастрофа задержала программу пилотируемых полетов в СССР на 1,5 года.

    30 июня 1971 г.
    Казахстан.
    При возвращении на Землю экипажа первой в мире орбитальной космической станции «Салют» Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева на большой высоте произошла разгерметизация кабины космического корабля «Союз-11». Космонавты погибли от удушья. Причиной катастрофы стало преждевременное срабатывание из-за технологического дефекта клапана выравнивания давления внутри и вне корабля. Пилотируемые полеты в СССР были возобновлены спустя два года.

    24 января 1978 г.
    Северные районы Канады.
    Вышедший из строя советский разведывательный спутник «Космос-954», оснащенный ядерной силовой установкой, упал на территории Канады. Происшедшая авария привела к незначительному радиоактивному заражению местности и грандиозному международному скандалу. Данный инцидент заставил нашу страну на несколько лет отказаться от запусков космических аппаратов я расщепляющимися материалами на борту.

    28 января 1986 г.
    мыс Канаверал, шт. Флорида, США.
    Через 74 секунды после старта над водами Атлантического океана взорвался американский космический корабль многоразового использования «Чэлленджер». Семеро астронавтов, находившиеся на борту, погибли. Причиной трагедии были дефекты в конструкции кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя. Полеты американских “шаттлов” были прерваны на два с половиной года.

    ЧТО НАМ ГОТОВИТ ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

    Прошло совсем немного времени, как мы вступили в новый XXI век. Однако, ничего не изменилось. По-прежнему ежедневно сводки новостей приносят нам вести о все новых и новых техногенных авариях и катастрофах. За четыре с половиной года третьего тысячелетия уже погиб корабль многоразового использования “Колумбия”, разбились десятки самолетов, затонули многие десятки судов. А еще были аквапарк “Трансвааль”, Манеж, взрывы метана на шахтах, железнодорожные катастрофы. Не надо забывать и недавние события в Москве, когда выход из строя всего одной подстанции нарушил нормальную жизнь огромного количества людей в ряде регионов России.
    Статистика свидетельствует, что ежегодно в мире число техногенных аварий и катастроф увеличивается на 10 %. В России в последние годы этот показатель еще хуже – 30-процентный рост ежегодно. А прогнозы еще хуже, предрекают, что число инцидентов техногенного характера будет увеличиваться на 60 % каждый год. Многие винят во всем этом старение техники и износ производственного оборудования. Но правильнее сказать, что в таком положении вещей виноват сам человек. И только человек может что-либо изменить. Если, конечно, захочет этого.

    Но прогноз – не догма. Может быть опасения скептиков не оправдаются и спустя сто лет никому не придется писать статью “Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века”. По крайней мере, я на это надеюсь.

    ("Секретные материалы", № 13, июнь 2005 г., сс. 4-5).



Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2002. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 06.10.2002.