НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


Справочная информация


ПОСЛЕДНИЕ МИНУТЫ "КОЛУМБИИ"





         Становятся доступными все новые и новые подробности последних минут полета космического корабля Columbia. И хотя они не отвечают на вопрос о причинах катастрофы, но дают возможность проследить за тем, как развивалась аварийная ситуация, закончившаяся гибелью "шаттла".
         Приведенное ниже описание заключительной стадии полета корабля, а также событий, последовавших вслед за аварией, составлено на основе следующих документов:
         STS-107 Accident Investigation Ground Track and Events Summary,
         Timing based on Integrated,
         расшифровки аудиозаписи переговоров в Центре управления полетом в Хьюстоне, сделанной компанией CBS News.
         Это не полная реконструкция событий, но другой информации пока нет.
         Благодарю Ивана Иванова из Москвы за помощь в переводе ряда материалов.

         13:10:39 GMT

         Включено APU 2 (Low Press).

         13:12:34 GMT

         Установлена связь между Центром управления полетом в Хьюстоне, шт. Техас, и бортом "Колумбии" через телекоммуникационный спутник TDRS-W.

         13:15:30 GMT

         В момент нахождения над точкой земной поверхности с координатами 33,59 град. ю.ш. и 98,16 град. в.д. (1000 миль к западу от Австралии) на высоте 175,95 миль при скорости 17.319,7 миль в час двигатели "Колумбии" включены на торможение. Все системы корабля работают штатно. Погода в районе приземления (Космический центр имени Кеннеди на мысе Канаверал, шт. Флорида) хорошая.

         13:18:08 GMT

         Двигатели корабля, проработав 158 секунд, выключены. Уменьшение скорости составило 176 миль в час. Корабль лег на траекторию возвращения на Землю.

         13:26:09 GMT

         Включено FRCS.

         13:27:12 GMT

         FRCS выведено на полную мощность.

         13:30 - 13:31 GMT

         Находящийся в Центре управления полетом в Хьюстоне руководитель полета Лерой Кэйн (Leroy Cain) и командир "Колумбии" Рик Хасбэнд (Rick Husband) обсуждают с какой стороны посадочной полосы в Космическом центре имени Кеннеди на мысе Канаверал будет приземляться корабль.

         13:31:25 GMT

         Включено APU 1 (Low Pres).

         13:31:29 GMT

         Включено APU 3 (Low Press).

         13:31:57 GMT

         APU 1 выведено на номинальную мощность.

         13:31:59 GMT

         APU 2 выведено на номинальную мощность.

         13:32:01 GMT

         APU 3 выведено на номинальную мощность.

         13:32:29 GMT

         Начата загрузка последовательности работы маршевых двигателей корабля на участке снижения.

         13:33:30 GMT

         Завершена загрузка последовательности работы маршевых двигателей корабля на участке снижения.

         13:39:09 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" на скорости 24,4 М коснулась земной атмосферы над точкой с координатами 20,49927 с.ш. и 173,9371 в.д. (2500 миль к западу от Гавайских островов). Данные телеметрии не регистрируют никаких отклонений от заданных параметров в бортовых системах корабля.

         13:41:35 GMT

         Хасбэнд: "Две минуты до начала инфтерфейса входа".

         13:41:43 GMT

         Член экипажа "Колумбии" Лорел Кларк (Lorel Clark): "Я знаю о линии связи, Вилли [обращение к пилоту Уильяму МакКулу (William McCool)], я не понимаю твой вопрос. Ты хочешь камеру назад, правильно?".

         13:41:51 GMT

         МакКул: "Я не хочу камеру назад".
         Хасбэнд: "Он уже добрался куда ему было нужно".
         Кларк: "ОК, да, да, да…"

         13:41:54 GMT

         Комментатор Центра управления полетом Джеймс Хартсфилд (James Hartsfield): "Это Центр управления полетом, Хьюстон. Высота "Колумбии" 90 миль над Тихим океаном к северу от Гавайских островов, примерно за две минуты до входа в атмосферу. Все операции по подготовке к посадке в Космическом центре имени Кеннеди в 8:16 утра по центральному времени в штатном режиме".

         13:41:58 GMT

         МакКул: "Это то, что мне нужно".

         13:42:08 GMT

         МакКул: "Когда мы будем поворачивать голову, Рик? Когда будут небольшие перегрузки?".
         Хасбэнд: "Да, небольшие перегрузки".

         13:42:29 GMT

         Кларк (манипулируя видеокамерой): "Командир, вы можете секунду смотреть в камеру? Смотрите на меня".

         13:42:35 GMT

         Член экипажа "Колумбии" Калпана Чавла (Kalpana Chawla): "Меня?"
         Кларк: "Да. Что, командир?".

         13:42:37 GMT

         Хартсфилд: "В настоящий момент "Колумбия" наводится взлетно-посадочную полосу 33 в Космическом центре имени Кеннеди, тем не менее, в Центре управления продолжаются дискуссии по выбору полосы. Но для выхода на глиссаду к полосе 33, "Колумбии" необходимо выполнить правый доворот примерно на 214 градусов вокруг, чтобы войти в зону захвата, представляющую собой цилиндрическую зону, наземной радарной системы посадки, которая будет осуществлять наведение "Колумбии" на конечном участке траектории".

         13:42:38 GMT

         Чавла: "О, я только поварачиваюсь к вам. Я вижу, что вы делаете".
         Кларк: "Да" (смех).
         Чавла: "ОК, Лорел".

         13:42:51 GMT

         МакКул: "Резервуар хлама, командир, если вы имеете любого".
         Чавла: "Мы серая запись на пленку. вы можете только давать это".

         13:44:09 GMT

         По данным наземных станций слежения на высоте 395.010 футов над точкой с координатами 30,83313 с.ш. и 167,5564 з.д. (1500 миль к северо-западу от Гавайских островов) "Колумбия" вошла в плотные слои земной атмосферы. Скорость корабля при этом составляла 24,56 М. По-прежнему нет никаких данных о проблемах на борту корабля.

         13:45:16 GMT

         Хартсфилд: "Сейчас высота "Колумбии" составляет 71 сухопутную милю, она вошла в атмосферу над Тихим океаном по направлению к Космическому центру имени Кеннеди. Ее скорость составляет 17 тысяч миль в час".

         13:45:42 GMT

         Хартсфилд: "В настоящий момент "Колумбия" идет под углом 40 градусов, чтобы контролировать нагрев во время спуска в атмосфере. Ее высота сейчас 68 миль. Когда "Колумбия" снизится в атмосфере и подойдет к континентальной части США, она выполнит первый из четырех боковых маневров для наведения на Космический центр имени Кеннеди. Сначала будет выполнен будет выполнен наклон направо, затем налево, затем опять направо и четвертый - налево, уже на подходе к посадочной полосе "шаттлов". Эти маневры предназначены для снижения скорости шаттла во время его пролета в атмосфере".

         13:46:26 GMT

         Кэйн: "ОК, FDO [Flight Dynamics Officer - инженер по динамическим операциям Ричард Джонс (Richard Jones)], говорите".

         13:46:27 GMT

         Джонс: "Это целый набор данных. Это была моя попытка обработать некоторые данные с первого аэростата, который вышел из строя. Эти данные показывают нам высоту в 1160 футов в точке посадки".

         13:46:28 GMT

         Кэйн: "В конце…"

         13:46:28 GMT

         Джонс: "Так точно сэр. Мы ждем данных с нового аэростата, который был запущен несколько минут назад".

         13:46:29 GMT

         Кэйн: "OK. То есть мы потеряли зонд на высоте 6000 фунтов и запустили новый в тоже место? Или когда вы говорите "соединим данные", я думаю, я не должен, я не знаю, должен ли я ..."

         13:46:30 GMT

         Хартсфилд: "До посадки "Колумбии" ровно тридцать минут, высота 64 мили".

         13:47:00 GMT

         Джонс: " Мы не получали никаких данных ниже 6К. Я имею в виду выше упомянутый 6К, извините.." (Вероятно, речь идет о высоте запущенного метеозонда).

         13:47:01 GMT

         Кэйн: "ОК".

         13:47:02 GMT

         Джонс: "…мы обработали предыдущий набор данных…"

         13:47:03 GMT

         Кэйн: "Я получил их от вас".

         13:47:05 GMT

         Джонс: "…чтобы оценить положение".

         13:47:11 GMT

         Кэйн: "Так, давайте посмотрим. Из того места, откуда мы запускаем зонды, они летят над водой по ветру на высоте около 10 000 футов, по направлению примерно с запада, правильно?".

         13:47:13 GMT

         Джонс: "Да, они летят над водой, это правильно, мы..".

         13:47:15 GMT

         Кэйн: "Мы начинаем работу с ними достаточно далеко от HAC (зона выверки курса) и они летят в неверном направлении".

         13:47:38 GMT

         Джонс: "Я согласен с тем, что мы видим некоторые особенности в происходящем. Между данными от STA (Shuttle Training Aircraft - тренажер корабля) и данными этого утра. Я согласен с этим".

         13:47:42 GMT

         Кэйн: "OK, хорошо да, и STA, последний пикировал здесь - и мы не собираемся сделать так, чтобы было больше чем 1.941 фут в конце".

         13:47:44 GMT

         Джонс: "Х-м-м-м".

         13:47:48 GMT

         Хартсфилд: "Путь "Колумбии" во Флориду проходит над континентальной частью США, пересекая Калифорнию в районе побережья Сан-Франциско, а затем над Сакраменто, представляя собой великолепное зрелище для всех, кто находится в зоне траектории снижения корабля. Наземные наблюдения могут увидеть "шаттл" примерно с 5:51 утра по времени тихоокеанского побережья в течение 4 минут, когда корабль будет находиться на высоте примерно 78 градусов над горизонтом".

         13:47:52 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 36,39853 с.ш. и 150,8472 з.д. Высота корабля над поверхностью Земли - 288.932 футов, скорость - 24,67 М. Активизированы элевоны.

         13:47:55 GMT

         Кэйн: "Данные стабилизировались на значении 1941 в конце".

         13:47:56 GMT

         Джонс: "Да…"

         13:47:58 GMT

         Кэйн: "Я все делаю правильно?"

         13:48:00 GMT

         Джонс: "Х-коррекция (горизонтальная) была 1784. Х-коррекция нормализована".

         13:48:09 GMT

         Кэйн: "Да, мы говорим о нормализации".

         13:48:11 GMT

         Джонс: "Я думаю, что STA выполнит коррекцию с учетом нормализации, для уточнения, м-м-м".

         13:48:13 GMT

         Кэйн: "Да, вы говорите XCN (X-corrected normalized - выравнивание в горизонтальной плоскости), я только что говорил, что нормализация составляет 1941".

         13:48:14 GMT

         Джонс: "Так точно, сэр".

         13:48:15 GMT

         Хартсфилд: "Шаттл" виден сейчас на большой части юго-запада США, между южной Невадой, северной Аризоной и центральной частью Нью-Мексико, и продолжает спуск в атмосфере, оставляя за собой плазменный след, так как корабль сильно нагревается о воздух в момент спуска".

         13:48:24 GMT

         Кэйн: "OK, что мы имеем, это были последние данные от зонда, прежде чем мы примем решение?"

         13:48:25 GMT

         Джонс: "Так точно, сэр".

         13:48:40 GMT

         Хартсфилд: "Колумбия" сейчас на высоте 54 мили и продолжает спуск в атмосфере. Угол наклона составляет 40 градусов, чтобы контролировать нагрев. Скорость "Колумбии" - 17000 миль в час".

         13:49:07 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 37,63983 с.ш. и 144,8031 з.д. на высоте 259.078 футов. Скорость корабля - 24,58 М. Начата подготовка к проведению маневров по заходу на посадку.

         13:49:38 GMT

         Инженер Центра управления полетом по процедурам снижения Дойл Хэнсли (Doyle Hensley): "CLG (Closed Loop Guidance - управление по замкнутому циклу) инициализировано".

         13:49:40 GMT

         Кэйн: "Принято".

         13:50:03 GMT

         Хэнсли: "Все правильно".

         13:50:03 GMT

         Хартсфилд: "Высота "Колумбии" 48 сухопутных миль и она начинает четвертый боковой маневр, чтобы погасить скорость спуска в атмосфере. Угол поворота по крену составляет 60 градусов. Корабль приближается к западному побережью США. Скорость "Колумбии" 16,620 миль в час, расстояние до посадочной полосы Космического центра имени Кеннеди 3,450 сухопутных миль".

         13:50:06 GMT

         Один из членов экипажа "Колумбии" (голос не идентифицирован): "…статические помехи".

         13:50:26 GMT

         Сотрудник Центра управления полетом в Хьюстоне (голос не идентифицирован): "Слышу вас".

         13:50:53 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 38,74388 с.ш. и 136,1424 з.д. на высоте 243.048 футов. Скорость корабля - 24,12 М. Корабль вошел в зону интенсивного разогрева внешней поверхности.

         13:50:56 GMT

         Хартсфилд: "Наклон "Колумбии" составляет почти 80 градусов вправо для снижения скорости, первый наклон при приближении к Флориде. Высота сейчас 47 миль или около 248 тысяч футов. Скорость - 16 тысяч 400 миль в час".

         13:51:26 GMT

         Хартсфилд: "На борту "шаттла" на летной палубе командир Рик Хасбэнд и пилот Уилли МакКул, бортинженер Калпана Чаула и специалист полета Лорел Кларк. На нижней палубе "шаттла" командир полезной нагрузки Майк Андерсон, специалист полета Дэвид Браун и специалист по полезной нагрузке из Израильского космического агентства Илан Рамон".

         13:52:05 GMT

         Хартсфилд: "Колумбия" приближается сейчас к границам Калифорнии, она пересекает побережье и будет видна в районе Сан-Франциско около 5:51 утра по стандартному среднему времени, хм, правильнее сказать времени тихоокеанского побережья, и пройдет почти прямо над Сакраменто, Калифорния. В настоящий момент она пересекает побережье Калифорнии к северу от Сан-Франциско".

         13:52:17 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 38,99255 с.ш. и 129,1507 з.д. на высоте 236791 фут. Скорость корабля - 23,58 М. Данные телеметрии от одного из термодатчиков на створке, закрывающей отсек шасси на левом крыле (датчик V58T1703A), показали начало аномального повышения температуры.

         13:52:20 GMT

         Термодатчик V58T1703A зафиксировал скорость повышения температуры в 2 град./мин. Такая скорость свидетельствует о возникших проблемах, но в тот момент на это не обратили особого внимания.

         13:52:39 GMT

         Еще один термодатчик на левом крыле корабля зафиксировал аномальное повышение температуры (датчик V58T1700A, скорость повышения температуры - 6 град./мин.).

         13:52:41 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 38,95507 с.ш. и 127,1906 з.д. на высоте 234.928 футов. Скорость корабля - 23,40 М.

         13:52:48 GMT

         Аномальное повышение температуры зафиксировано еще одним термодатчиком в районе шасси на левом крыле корабля (датчик V58T1702A, скорость повышения температуры - 5 град./мин.).

         13:52:54 GMT

         Хартсфилд: "Колумбия" наводится на посадочную полосу 33 в Космическом центре имени Кеннеди".

         13:52:59 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 38,89502 с.ш. и 125,7137 з.д. на высоте 233.618 футов. Скорость корабля - 23,25 М. Вышел из строя термодатчик на нижней поверхности элевона левого крыла корабля (датчик V09T1006).

         13:53:00 GMT

         Хартсфилд: "Вопрос выбора посадочной полосы был предметом дискуссии в Центре управления полетом, вопрос продолжает дисскутироваться и сейчас, но, тем не менее, в настоящие момент "Колумбия" нацеливается на полосу 33..."

         13:53:02 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 38,88306 с.ш. и 125,4816 з.д. на высоте 233.457 футов. Скорость корабля - 23,23 М. Термодатчики гидравлической системы 1-го и 3-го силовых приводов элевона левого крыла (датчики V58T0157A и V58T0394A) зафиксировали тенденцию к повышению температуры в контролируемых зонах.

         13:53:10 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 38,84789 с.ш. и 124,8644 з.д. на высоте 232.864 фута. Скорость корабля - 23,17 М. Вышел из строя термодатчик гидравлической системы 3-го силового привода элевона левого крыла V58T0394A.

         13:53:10 GMT

         Хартсфилд: "…при приближении к полосе 33, "шаттл" должен будет выполнить правый доворот на 212 градусов, чтобы войти в зону захвата наземной радарной системы, которая будет наводить "шаттл" на заключительном этапе посадки".

         13:53:11 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась на высоте 232.793 фута. Скорость корабля - 23,16 М. Вышел из строя термодатчик гидравлической системы 1-го силового привода элевона левого крыла V58T0157A.

         13:52:31 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась на высоте 231.034 фута. Скорость корабля - 23,00 М. Вышел из строя термодатчик в обратной магистрали гидравлической системы 1-го силового привода элевона левого крыла (датчик V58T0193A).

         13:53:32 GMT

         Хартсфилд: "Высота "шаттла" сейчас 45 миль, скорость 15,800 миль в час, продолжается правый боковой маневр (доворот в плоскости) на 70 градусов, первый из четырех маневров, предназначенных для снижения скорости посадки".

         13:53:34 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 38,70748 с.ш. и 122,9518 з.д. на высоте 231.077 футов. Скорость корабля - 22,97 М. Термодатчик V58T0257A зафиксирован рост температуры в обратной магистрали гидравлической системы 2-го силового привода элевона левого крыла.

         13:53:36 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась на высоте 230.915 футов. Скорость корабля - 22,95 М. Вышел из строя термодатчик V58T0257A в обратной магистрали гидравлической системы 2-го силового привода элевона левого крыла.

         13:53:40 GMT

         Инженер по наведению и навигации шаттла (GNC - Guidance, Navigation and Control Officer) Майк Сарафин (Mike Sarafin) проинформировал Кэйна, что корабль кренится влево.

         13:53:42 GMT

         Кэйн: "Все нормально? Контроль, и показатели, и все остальное - все нормально, не так ли?"

         13:53:44 GMT

         Сарафин: "До сих пор весь полет проходил в соответствии с протоколом. Все в порядке, я не вижу ничего необычного".

         13:53:45 GMT

         Хартсфилд: "Колумбия" пересекает Калифорнийское побережье, к северу от Сан-Франциско. Ее траектория пройдет прямо над Сакраменто".

         13:53:46 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 38,61631 с.ш. и 121,9682 з.д. на высоте 230.203 фута. Скорость корабля - 22,86 М. Термодатчик V58T1701A в левой тормозной установке зафиксировал тенденцию повышения температуры в контролируемой зоне.

         13:54:10 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 38,4162 с.ш. и 120,1739 з.д. на высоте 228.460 футов. Скорость корабля - 22,64 М. Термодатчик V58T0405A в левой тормозной установке зафиксировал тенденцию повышения температуры в контролируемой зоне.

         13:54:13 GMT

         Еще один термодатчик зафиксировал аномальное повышение температуры в районе шасси левого крыла корабля (датчик V58T1701A, скорость повышения температуры - 6 град./мин.).

         13:54:20 GMT (+/- 60 с)

         Для выравнивания траектории спуска и уменьшения аэродинамического сопротивления изменен угол наклона элевона левого крыла.

         13:54:22 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась на высоте 227.560 футов. Скорость корабля - 22,52 М. Аномальное повышение температуры зафиксировано датчиком на левой стороне середины корпуса (датчик V34T1106, скорость повышения температуры - 6 град./мин.).

         13:54:24 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 38,27043 с.ш. и 119,0681 з.д. на высоте 227.437 футов. Скорость корабля - 22,51 М.

         13:54:24 GMT

         Клинг: "MMACS (Maintenance, Mechanical, Arm and Crew Systems Officer - инженер по механическим системам в Центре управления полетом) вызывает руководителя полетом".

         13:54:25 GMT

         Кэйн: "Говорите, MMACS".

         13:54:27 GMT

         Очередной термодатчик в районе шасси левого крыла корабля зафиксировал аномальное повышение температуры (датчик V58T0405A, скорость повышения температуры - 7 град./мин.).

         13:54:30 GMT

         Клинг: "Я только что потерял четыре термодатчика в гидравлических системах элевона левого крыла. Два в одной системе и по одному в двух других".

         13:54:36 GMT

         Еще один термодатчик в районе шасси левого крыла корабля зафиксировал аномальное повышение температуры (датчик V58T0125A, скорость повышения температуры - 4 град./мин.).

         13:54:46 GMT

         Кэйн: "Четыре термодатчика датчика в гидравлических системах?"

         13:54:47 GMT

         Клинг: "Слева снаружи и слева внутри элевона".

         13:54:48 GMT

         Кэйн: "ОК. Имеется ли что-то общее между ними? Я имею в виду одновременно ли они вышли из строя?".

         13:54:53 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 37,93257 с.ш. и 116,8958 з.д. на высоте 225.610 футов. Скорость корабля - 22,22 М.

         13:54:58 GMT

         Клинг: "Нет, не одновременно. Они отказали с интервалом в четыре-пять секунд".

         13:55:03 GMT

         Кэйн: "ОК. Где это, где они расположены?"

         13:55:08 GMT

         Клинг: "Все четыре расположены в хвостовой части левого крыла, прямо перед элевонами, перед приводами. И нет ничего общего между ними".

         13:55:12 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 37,67398 с.ш. и 115,4789 з.д. на высоте 224.456 футов. Скорость корабля - 22,02 М.

         13:55:18 GMT

         Кэйн: "Ничего общего".

         13:55:21 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 37,53489 с.ш. и 114,7805 з.д. на высоте 224.002 фута. Скорость корабля - 21,92 М. Телеметрическая информация показывает увеличение аэродинамического сопротивления, косвенно указывающего на начало разрушения внешней обшивки корабля.

         13:55:23 GMT

         Еще один термодатчик в районе шасси левого крыла корабля зафиксировал аномальное повышение температуры (датчик V58T0842A, скорость повышения температуры - 5 град./мин.).

         13:55:35 GMT

         Зафиксирован выход из строя одного из термодатчиков в районе шасси левого крыла корабля (датчик V51T0574A).

         13:55:38 GMT

         Хартсфилд: "Колумбия" продолжает правый поворот, угол наклона составляет 45 градусов, скорость 15 тысяч миль в час, высота 43 миои, 2.090 мили до посадочной полосы 33 в Космическом центре имени Кеннеди, на которую она должана приземлится. "Колумбия" пересекает континентальную часть США, сейчас она пролетает над южной частью Невады, к северу от Лас Вегаса".

         13:55:41 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 37,23783 с.ш. и 113,4046 з.д. на высоте 222.821 футов. Скорость корабля - 21,69 М. Термодатчик х1215 на поперечном лонжероне люка центральной части фюзеляжа показывает необычный рост температуры в контролируемой зоне.

         13:55:49 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 37,0962 с.ш. и 112,7947 з.д. Корабль вышел на освещенный солнцем участок своей траектории.

         13:56:02 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 36,88308 с.ш. и 111,9244 з.д. на высоте 221.670 футов. Скорость корабля - 21,45 М. Аэродинамическое давление (Qbar) составило в этот момент 40 фунтов на квадратный фут. Дезактивирована система управления задним соплом тангажом.

         13:56:02 GMT

         Кэйн: "MMACS, повторите еще раз, какие системы вы имели в виду".

         13:56:03 GMT

         Клинг: "Все три гидравлические системы. Это…два в одной системе и по одному в двух других".

         13:56:03 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 36,86626 с.ш. и 111,858 з.д. на высоте 221.612 футов. Скорость корабля - 21,44 М.

         13:56:12 GMT

         Кэйн: "ОК. Я понял вас".

         13:56:13 GMT

         Сарафин (обращаясь к Кэйну): "Это наведение. Мы тормозим с хорошим результатом".

         13:56:15 GMT

         Кэйн: "Принято, спасибо".

         13:56:16 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 36,62465 с.ш. и 110,9363 з.д. на высоте 220.778 футов. Скорость корабля - 21,28 М. Продолжается рост температуры в гидравлической системе 1-го силового привода элевона левого крыла (датчик V09T1024).

         13:56:17 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 36,60695 с.ш. и 110,8711 з.д. на высоте 220.711 футов. Скорость корабля - 21,27 М. Термодатчик в клапане обратной магистрали тормозной системы продолжает фиксировать рост температуры. Темп роста увеличился с 1,5 град. / мин. до 8,8 град. / мин.

         13:56:20 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 36,55353 с.ш. и 110,6758 з.д. на высоте 220.488 футов. Скорость корабля - 21,23 М. Зафиксирован выход из строя двух термодатчиков на левом крыле корабля (датчики V09T1024 и V09T1002). Регистрируется значительный рост температуры еще не вышедшими из строя датчиками.

         13:56:22 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 36,51765 с.ш. и 110,546 з.д. на высоте 220.374 футов. Скорость корабля - 21,21 М.

         13:56:24 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 36,48154 с.ш. и 110,4165 з.д. на высоте 220.235 футов. Скорость корабля - 21,17 М.

         13:56:30 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 36,37187 с.ш. и 110,03 з.д. на высоте 219.820 футов. Скорость корабля - 21,13 М. Начат первый стандартный аэродинамический маневр построения посадочной траектории (реверс по крену).

         13:56:39 GMT

         Инженер контроля приземления (GC - Ground Control Officer) Билл Фостер (Bill Foster): "GC вызывает руководителя полетом".

         13:56:40 GMT

         Кэйн: "Говорите".

         13:56:41 GMT

         Фостер: "Система воздушно-наземного контроля к посадке готова".

         13:56:45 GMT

         Кэйн: "Спасибо".

         13:56:49 GMT

         Хартсфилд: "Траектория "Колумбии" проходит над Аризоной и Нью-Мексико. Ее курс проходит прямо над Альбукерком, Нью-Мексико, ее высота 225 тысяч футов или 42 мили, скорость 14 тысяч 300 миль в час. 1,785 миль до посадочной полосы в Космическом центре имени Кеннеди".

         13:56:53 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась на высоте 218.839 футов. Скорость корабля - 20,80 М. Еще работающие термодатчики продолжают фиксировать нарастающий рост температуры внутри левого крыла.

         13:56:55 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась на высоте 218.817 футов. Скорость корабля - 20,76 М. Завершен первый стандартный аэродинамический маневр построения посадочной траектории.

         13:56:58 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась на высоте 218.874 футов. Скорость корабля - 20,74 М.

         13:57:11 GMT

         Хартсфилд: "Колумбия" начинает левый реверс по крену, второй из четырех маневров для снижения скорости космического аппарата, когда он становится летательным аппаратом и снижается в атмосфере по направлению к Флориде. Угол наклона - 75 градусов влево".

         13:57:19 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 35,38489 с.ш. и 106,7845 з.д. на высоте 217.757 футов. Скорость корабля - 20,45 М. Данные телеметрии свидетельствуют об аномальном росте давления в шинах под левым крылом корабля.

         13:57:24 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 35,2903 с.ш. и 106,4807 з.д. на высоте 217.315 футов. Скорость корабля - 20,38 М.

         13:57:25 GMT

         Кэйн: "Руководитель полета вызывает GNC (Сарафин)".

         13:57:26 GMT

         Сарафин: "GNC на связи".

         13:57:27 GMT

         Кэйн: "У вас все идет нормально, контроль и управление в норме, правильно?".

         13:57:28 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 35,2148 с.ш. и 106,2388 з.д. на высоте 216.845 футов. Скорость корабля - 20,31 М.

         13:57:35 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась на высоте 216.062 фута. Скорость корабля - 20,21 М. Данные телеметрии зарегистрировали изменение угла наклона элевона.

         13:57:35 GMT

         Сарафин: "Управление изменением наклона остается стабильным. Стабилизация хорошая. У нас нет ничего, выходящего за пределы нормы".

         13:57:43 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась на высоте 215.020 футов. Скорость корабля - 20,09 М.

         13:57:43 GMT

         Кэйн: "ОК. MMACS (Клинг), что у вас?".

         13:57:45 GMT

         Клинг: "Это MMACS".

         13:57:48 GMT

         Кэйн: "Показания всех остаальных датчиков гидравлических систем в норме".

         13:57:53 GMT

         Клинг: "Они хорошие. У нас достаточное количество точных данных".

         13:57:54 GMT

         Кэйн: "И все другие температуры в норме?".

         13:57:54 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась на высоте 213.270 футов. Скорость корабля - 19,91 М. Один из термодатчиков в районе шасси левого крыла корабля зафиксировал стремительное повышение температуры (датчик V58T0841A, скорость повышения температуры - 14 град./мин.).

         13:57:56 GMT

         Клинг: "Все остальные температуры в норме. Так точно, сэр".

         13:57:59 GMT

         Кэйн: "А когда вы сказали, что вы потеряли сигнал, вы говорили, что температура была на нуле…"

         13:58:00 GMT

         Клинг: "Ниже измеряемого диапазона".

         13:58:00 GMT

         Кэйн: "…или ниже измеряемого диапазона".

         13:58:01 GMT

         Клинг: "И они выключались ступенчато. Как я уже говорил, между отключениями проходило несколько секунд".

         13:58:02 GMT

         Кэйн: "ОК".

         13:58:03 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась на высоте 212.007 футов. Скорость корабля - 19,77 М. Телеметрическая информация свидетельствует о поворотах элевонов для компенсации увеличивающегося аэродинамического сопротивления".

         13:58:16 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 34,28579 с.ш. и 103,2929 з.д. на высоте 210.304 фута. Скорость корабля - 19,55 М.

         13:58:32 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 33,9797 с.ш. и 101,3245 з.д. на высоте 208.380 футов. Скорость корабля - 19,28 М. Данные телеметрии показывают падение давления в шинах колес корабля. Ряд термодатчиков фиксирует увеличение температуры внутри левого крыла со скоростю 40 град. / мин.

         13:58:33 GMT

         Два термодатчика в районе шасси левого крыла корабля вышли из строя (датчики V51P0570A и V51P0571A).

         13:58:35 GMT

         Еще один термодатчик в районе шасси левого крыла корабля вышел из строя (датчик V51T0575A).

         13:58:36 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 33,90836 с.ш. и 102,0992 з.д. на высоте 207.918 футов. Скорость корабля - 19,21 М.

         13:58:36 GMT

         Хартсфилд: "Колумбия" приближается к Флориде. Сейчас она приближается к границе штатов Техас и Нью-Мексико. Высота 40 миль…"

         13:58:38 GMT

         Датчик контроля давления в одной из шин шасси под левым крылом корабля вышел из строя.

         13:58:39 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 33,87283 с.ш. и 101,9869 з.д. на высоте 207.607 футов. Скорость корабля - 19,16 М. В районе шасси левого крыла корабля вышли из строя два термодатчика (датчики V51P0572A и V51P0573A). Резервный бортовой компьютер корабля сформировал сообщение для экипажа о падении давления в шинах.

         13:58:40 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 33,83742 с.ш. и 101,8748 з.д. на высоте 207.370 футов. Скорость корабля - 19,09 М.

         13:58:41 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась на высоте 207.132 футов. Скорость корабля - 19,09 М. Датчик давления в шинах начинает показывать ненормальный рост давления, приблизительно 3,5 фунта на квадратный д.йм за две секунды.

         13:58:43 GMT

         Давление в шинах левого шассии начинает падать.

         13:58:44 GMT

         Инженер по динамике полета (FDO - Flight Dynamics Officer) Ричард Джонс (Richard Jones): "Это FDO".

         13:58:48 GMT

         Хасбэнд с борта "Колумбии": "Хью…". Дальше ничего не было слышно, возможно, из-за плазменного облака, окружавшего корабль.

         13:58:48 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась на высоте 206.403 фута. Скорость корабля - 18,99 М.

         13:58:51 GMT

         Хартсфилд: "…скорость 13 тысяч 200 миль в час. Расстояние до посадочной полосы тысяча 400 миль. "Шаттл" выполняет левый реверс по крену под углом 57 градусов".

         13:58:54 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 33,57505 с.ш. и 101,0413 з.д. на высоте 205.553 футов. Скорость корабля - 18,86 М.

         13:58:56 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 33,54062 с.ш. и 100,9311 з.д. на высоте 205.311 футов. Скорость корабля - 18,83 М. Резервный бортовой компьютер корабля вновь сигнализирует экипажу о падении давления в шинах. Данные телеметрии свидетельствуют о еще большем нарастании аэродинамического сопротивления.

         13:59:06 GMT

         Кэйн: "Руководитель вызывает FDO (Джонс)".

         13:59:06 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 33,36957 с.ш. и 100,3839 з.д. на высоте 204.336 футов. Скорость корабля - 18,68 М. Появляется сигнал о том, что выпущено левое шассии. В то же время продолжает гореть транспорант "Шасси убрано".

         13:59:07 GMT

         Джонс: "Уф, у нас есть зонд. Он летит прямо через зону посадки".

         13:59:15 GMT

         Клинг: "MMACS вызывает руководителя".

         13:59:16 GMT

         Кэйн: "Говорите".

         13:59:18 GMT

         Клинг: "Мы только что потеряли данные о давлении во внешней и внутренней шинах левого шасси, в обоих шинах".

         13:59:24 GMT

         Находящийся в Центре управления полетом в Хьюстоне астронавт Чарльз Хобо (Charles Hobaugh) сообщает на борт Columbia: "Колумбия, это Хьюстон. Мы видим данные…".

         13:59:24 GMT

         Кэйн: "Приня…"

         13:59:25 GMT

         Хобо: "…о падении давления в шинах и мы…"

         13:59:27 GMT

         Кэйн: "Данные получаются аппаратным способом, MMACS?"

         13:59:28 GMT

         Хобо: "…не записали их последний раз".

         13:59:30 GMT

         Клинг: "Это MMACS, эти данные…".

         13:59:30 GMT

         По данным наземных станций слежения "Колумбия" находилась над точкой с координатами 32,95608 с.ш. и 99,04132 з.д. на высоте 200.767 футов. Скорость корабля - 18,16 М. Автоматика в борьбе за жизнь корабля включила корректирующие двигатели, чтобы выровнять корабль.

         13:59:31 GMT

         Данные телеметрии фиксируют максимальное (8,11 град.) отклонение элевоном от нейтрального положения. Еще работающие термодатчики фиксируют стремительный рост температуры внутри левого крыла со скоростью в десятки градусов в минуту.

         13:59:32 GMT

         Хасбэнд с борта "Колумбия" произносит: "Прием, ба…". Это были последние слова, которые услышала Земля.

         13:59:32.136 GMT

         Прекратилось поступление данных с борта "Колумбии".

         13:59:32 GMT

         Клинг: "…также ниже измеряемого диапазона".

         13:59:49 GMT

         В эфире слышны сильные атмосферные помехи.

         13:59:58 GMT

         Инженер по приборам и связи (INCO - Instrumentation and Communications Officer) в Центре управления полетом в Хьюстоне Лаура Хоппе (Laura Hoppe): "Это INCO".

         13:59:59 GMT

         Кэйн: "Говорите".

         14:00:00 GMT

         Из штата Техас поступают первые сообщения о том, что корабль развалился в воздухе и наблюдатели видят следы падения нескольких фрагментов.

         14:00:02-14:00:04 GMT

         Получены последние данные телеметрической информации от "Колумбии".

         14:00:09 GMT

         Хоппе: "Мы взяли несколько замеров. Мы находимся в правом верхнем углу траектории. Все не так плохо".

         14:00:18 GMT

         Кэйн: "MMACS, ответьте".

         14:00:20 GMT

         Клинг: "Это MMACS".

         14:00:25 GMT

         Кэйн: "Нет ничего общего между всеми этими датчиками измерения давления в шинах и датчиками в гидравлических системах?".

         14:00:27 GMT

         Клинг: "Нет, сэр, ничего общего. Мы так же потеряли данные от переднего шасси и правого шасси".

         14:00:30 GMT

         Кэйн: "Потеряна связь с датчиками переднего и правого шасси?"

         14:00:32 GMT

         Клинг: "Так точно, сэр".

         14:00:51 GMT

         Менеджер по бортовым системам (EECOM - Emergency, Environmental and Consumables Operation Manager) Кати Роджерс(Katie Rogers): "Это EECOM".

         14:00:53 GMT

         Кэйн: "Говорите? EECOM".

         14:00:55 GMT

         Роджерс: "У нас четыре температурных датчика которые вышли за нижний предел измерений".

         14:01:16 GMT

         Хартсфилд: "Нет связи "Колумбии" с Центром управления полетом. Корабль продолжает следовать к Флориде".

         14:01:29 GMT

         Хоппе: "Это INCO. Мы не ожидали таких проблем со связью".

         14:01:38 GMT

         Кэйн: "GC (Фостер), как далеко мы от момента начала возможности работать на УВЧ-диапазоне? Через две минуты он должен заработать?"

         14:01:43 GMT

         Хоппе: "Ответ утвердительный".

         14:02:00 GMT

         Сарафин: "Это GNC".

         14:02:01 GMT

         Кэйн: "Говорите".

         14:02:06 GMT

         Сарафин: "Так как мы может предполагать любую причину потери связи, я предлагаю открыть инструкцию на странице 4-13".

         14:02:10 GMT

         Кэйн: "Согласен".

         14:02:21 GMT

         Хартсфилд: "Четырнадцать минут до посадки корабля в Космическом центре имени Кеннеди. Центр управления продолжает попытки восстановить связь с кораблем".

         14:02:29 GMT

         Кэйн: "INCO (Хоппе), вы обработали последние полученные данные и вы предполагали возможность коратковременного пропадания связи, но не настолько долго?"

         14:02:37 GMT

         Хоппе: "Да, правильно. Я думала, что это будет кратковременный перерыв. А тут у нас длительный перерыв связи".

         14:02:40 GMT

         Кэйн: "Не поступало никаких сообщений непоследственно перед пропаданием сигнала?"

         14:02:43 GMT

         Хоппе: "Правильно, сэр. Все шло нормально".

         14:02:46 GMT

         Кэйн: "Мы были на второй строке (возможно имеются в виду последовательности операций) и все выглядело хорошо?"

         14:02:52 GMT

         Хоппе: "Тестирование показало, что все хорошо".

         14:03:03 GMT

         Фостер: "Две минуты после потери контакта".

         14:03:12 GMT

         Хобо: "Колумбия", это Хьюстон, ответьте".

         14:03:23 GMT

         Джонс: "Это FDO".

         14:03:25 GMT

         Коэн: "Слушаю".

         14:03:27 GMT

         Джонс: "Данные с шара-зонда недалеко от ВВП показывают, что мы приземлимся на 1.496 - 1.500 футов вне полосы. У нас слева встречный ветер, слева от полосы 33".

         14:03:40 GMT

         Хобо: "Колумбия", это Хьюстон, ответьте на УКВ".

         14:03:45 GMT

         Хобо: "Вызываю "Колумбию" по УКВ-связи при ее входе в зону действия станции слежения на острове Мерритт во Флориде. Двенадцать с половиной минут до посадки, по данным Центра управления полетом". (Слышны беспокойные интонации в голосе).

         14:03:46 GMT

         Джонс: "Это FDO. Я хотел бы остаться на связи".

         14:03:48 GMT

         Кэйн: "Я понял".

         14:03:53 GMT

         Клинг: "Это MMACS".

         14:03:54 GMT

         Кэйн: "MMACS?".

         14:03:55 GMT

         Клинг: "По поводу давления в шинах. Мы видели, что оно беспорядочно менялось, прежде чем связь была потеряна. Так что мы думаем, что это аппаратная проблема".

         14:03:57 GMT

         Кэйн: "ОК".

         14:04:05 GMT

         Хобо: "Колумбия", это Хьюстон, ответьте на УКВ".

         14:04:35 GMT

         Джонс: "Это FDO".

         14:04:36 GMT

         Кэйн" "Слушаю".

         14:04:38 GMT

         Мужской голос (не идентифицирован): "Я знаю, что эти данные уже запоздали, данные шара-зонд дают параметры дующих ветров..."

         14:04:41 GMT

         Хобо: "Колумбия", это Хьюстон, ответьте на УКВ".

         14:04:42 GMT

         Мужской голос (не идентифицирован): "...и я думаю, что сила ветра меняется в меньшей степени, чем мы думали. Другими словами, мы не должны ожидать большого изменения. Я думаю значение в 1.500 футов от полосы более реально".

         14:04:54 GMT

         Хартсфилд: "Операторы Центра управления полетом ждут, когда "Колумбия" войдет в зону действия наземной станции слежения на острове Мерритт во Флориде, чтобы восстановить связь с кораблем".

         14:04:57 GMT

         Фостер: "Это GC".

         14:04:58 GMT

         Кэйн: "Слушаю".

         14:05:00 GMT

         Фостер: "Борт не отвечает и нет никаких сигналов от него".

         14:05:03 GMT

         Хоппе: "Это INCO. Станция слежения должна перевести нас на станцию дальней связи".

         14:05:07 GMT

         Кэйн: "ОК".

         14:05:13 GMT

         Кэйн: "FDO (Джонс), когда вы начали отслеживание?"

         14:05:15 GMT

         Джонс: "Минуту назад".

         14:05:21 GMT

         Хартсфилд: "Операторы ждут, когда "Колумбия" войдет в зону действия наземной станции слежения на острове Мерритт во Флориде, чтобы восстановить связь с ней".

         14:05:26 GMT

         Хобо: "Колумбия", это Хьюстон, ответьте на УКВ".

         14:05:51 GMT

         Хартсфилд: "Десять с половиной минут до ожидаемой посадки "Колумбии". (Интонации голоса выдают неувереность).

         14:06:29 GMT

         Фостер: "Это GC. Нет сигналов в C-диапазоне".

         14:06:30 GMT

         Кэйн: "Принято".

         14:06:56 GMT

         Хартсфилд: "Операторы Центра управления полетом все еще пытаются выйти на связь с "Колумбией" через станцию слежения на острове Мерритт во Флориде в С-диапазоне и на УКВ".

         14:07:08 GMT

         Хобо: "Колумбия", это Хьюстон, ответьте на УКВ".

         14:07:22 GMT

         Хоппе: "Это INCO".

         14:07:25 GMT

         Кэйн: "Слушаю".

         14:07:28 GMT

         Хоппе: "Я могу поменять командную строку?". (Не совмсем понятно, о чем идет речь).

         14:07:36 GMT

         Кэйн: "OK, командуйте нами".

         14:07:40 GMT

         Хоппе: "Делаем".

         14:08:07 GMT

         Хартсфилд: "Восемь минут до посадки "Колумбии", операторы центра продолжают попытки выйти на связь с кораблем".

         14:08:25 GMT

         Хоппе: "Я вывела строку один на экран".

         14:08:27 GMT

         Кэйн: "Что, INCO?"

         14:08:30 GMT

         Хоппе: "Я вывела строку один на экран".

         14:08:32 GMT

         Кэйн: "Принято".

         14:08:34 GMT

         Хартсфилд: "Операторы центра все еще пытаются выйти на связь с "Колумбией" через станцию слежения на острове Мерритт во Флориде".

         14:09:27 GMT

         Фостер: "Это GC".

         14:09:28 GMT

         Кэйн: "Слушаю".

         14:09:29 GMT

         Фостер: Станция слежения на острове Мерритт перевела одну из своих антен в режим поиска."

         14:09:31 GMT

         Кэйн: "Принято. FDO (Джонс)".

         14:09:33 GMT

         Джонс: "Слушаю".

         14:09:35 GMT

         Кэйн: "Сделав это, получает ли мы какие-нибуть данные слежения?"

         14:09:36 GMT

         Джонс: "Мы получили короткую серию данных, это были слабые сигналы. Мы не думаем, что это были сигналы с "шаттла". Мы продолжаем поиск в С-диапазоне. В настоящее время мы не имеем никаких данных".

         14:09:55 GMT

         Кэйн: ""OK. Какими другими средствами мы располагаем?"

         14:09:58 GMT

         Джонс: "Дайте мне сказать".

         14:10:07 GMT

         Хартсфилд: "Это Хьюстон. Операторы пытаются найти сигналы с "Колумбии". Посадочные часы показывают шесть минут до предполагаемой посадки корабля в Космическом центре имени Кеннеди. Поиск сигналов ведется через наземную станцию слежения на острове Мерритт".

         14:10:35 GMT

         Хартсфилд: "Связт с "Колумбией" была потеряна в 8 утра, около 10 минут назад".

         14:11:38 GMT

         Если бы полет был нормальным, то в этот момент скорость "Колумбии" должна была стать меньше скорости звука.

         14:12:34 GMT

         Хартсфилд: "Это Хьюстон. Операторы продолжают попытки востановит связь с "Колумбией" Последняя связь с "шаттлом" была около 8 утра, когда он был над центральной частью Техаса. В настоящий момент попытки наладить связь или получить данные от корабля ведутся с помощью радара, работающего в C-диапазоне на наземной станции слежения на острове Мерритт во Флориде".

         14:12:39 GMT

         В случае нормального полета "Колумбия" должна была бы начать маневр по выходу на глиссаду на полосу 33.

         14:12:55 GMT

         Кэйн: "GC (Фостер), ответьте".

         14:12:57 GMT

         Фостер: "Это GC".

         14:13:00 GMT

         Кэйн: "Закройте двери". (Эти слова означали, что все сотрудники Центра управления полетом должны оставаться на своих рабочих местах и подготовить все материалы по полету "Колумбии" к отчету).

         14:13:05 GMT

         Фостер: "Принято".

         14:13:17 GMT

         Кэйн: "FDO (Джонс), у вас есть какие-нибуть данные?"

         14:13:19 GMT

         Джонс: "Нет, сэр".

         14:13:43 GMT

         Кэйн: "MOD [Mission Operations Dirctorate Representative - руководитель полетных операций - Фил Энгелауф (Phil Engelauf)], что у вас есть по полету?".

         14:13:51 GMT

         Джонс: "Это FDO".

         14:13:52 GMT

         Кэйн: "Продолжайте".

         14:13:55 GMT

         Джонс: "В C-диапазоне не удается установить связи, мы получаем только помехи".

         14:14:11 GMT

         Кэйн: "Я понял, FDO".

         14:14:26 GMT

         Хартсфилд: "Это Хьюстон. Операторы продолжают попытки востановить связь с "Колумбией" через наземную станцию на острове Мерритт. Последняя связь с "шаттлом" была около 8 утра по центральному времени, когда он был над Техасом. Руководитель полета Лерой Кэйн дает сейчас операторам указание перейти к работе по плану непредвиденных ситуаций".

         14:14:29 GMT

         Кэйн: "OK, всем операторам полета, мы должны перейти на работу по плану FCOH (план действий в чрезвычайных ситуациях), страницы 2.8 - 5".

         14:14:52 GMT

         Кэйн: "FDO (Джонс), ответьте".

         14:14:53 GMT

         Джонс: "Слушаю".

         14:14:55 GMT

         Кэйн: "Есть ли какие-нибудь данные от Космического командования?".

         14:15:04 GMT

         Хартсфилд: "Оператор полета докладывает об отсутсвии данных от радара C-диапазона на острове Мерритт".

         14:15:50 GMT

         Расчетный момент посадки "Колумбии" в Космическом центре имени Кеннеди. Корабля на мысе Канаверал нет.

         14:17:57 GMT

         Кэйн: "OK, всем операторам полета, на странице 9 процедуры FCOH, вы должны удостоверится, что выполняете все инструкции, предусмотренные пунктом 20, это касается логов ваших компьютеров, распечатки данных с дисплея, есть целый список данных, мы должны удостоверится, что собираем все их".

         14:18:20 GMT

         Хартсфилд: "Это Хьюстон. Рукаводитель полета Лерой Кэйн инструктирует операторов следовать процедурам, предписанным планом действий в нештатной ситуации. Последняя связь с "шаттлом" во время его спуска с орбиты была около 8 утра по центральному времени во время его пролета в атмосфере..."

         14:18:36 GMT

         Кэйн: "GC (Фостер), ответьте".

         14:18:36 GMT

         Фостер: "Это GC".

         14:18:37 GMT

         Кэйн: "Мы должны взять контрольные замеры с севрвера..."

         14:18:37 GMT

         Фостер: "Да, сэр".

         14:18:38 GMT

         Кэйн: "У нас нет прежних ... контрольных замеров, но у нас есть возможность взять их?".

         14:18:39 GMT

         Фостер: "Мы попробуем это сделать".

         14:18:40 GMT

         Хартсфилд: "...на высоте примерно 207 тысяч футов на траектории снижения к Космическому центру имени Кеннеди и расчетное время посыдки было около двух с половиной минут назад. Операторы не получили никаких данных от корабля после 8 утра по центральному времени и никаких данных от корабля не было получено с помощью радара слежения в С-диапазоне на станции слежения на острове Мерритт во Флориде".

         14:18:58 GMT

         Кэйн: "GC (Фостер), ответьте".

         14:18:59 GMT

         Фостер: "Слушаю".

         14:19:00 GMT

         Кэйн: "Вы знаете как сохранить копии с документов, в которых мы нуждаемся…"

         14:19:01 GMT

         Фостер: "Да. сэр".

         14:19:02 GMT

         Кэйн: "...в контрольном списке? OK".

         14:19:14 GMT

         Хартсфилд: "В настоящий момент план действий предписывает операторам в Центре управления полетом сохранить все данные и записи, которые они делали. Все операторы получают указания от руководителя полетом Лероя Кэйна строго следовать предписанной процедуре".

         14:19:34 GMT

         Кэйн: "Все операторы, снова прошу внимания. Никаких телефонных звонков за пределы этого помещения, все наши обсуждения ведутся только здесь, все разговоры только через DVIS (интегрированная цифровая голосовая ситема), никаких данных, никаких звонков, никакой передачи сообщений куда-бы то ни было".

         14:19:36 GMT

         Фостер: "Это GC".

         14:19:37 GMT

         Кэйн: "Слушаю".

         14:19:39 GMT

         Фостер: "Мы не имеем никакого способа вывести из строя черные телефоны". (Непонятно о каких телефонах идет речь).

         14:19:21 GMT

         Кэйн: "Я понял".

         14:20:10 GMT

         Хартсфилд: "Еще раз руководитель полета Лерой Кэйн объявил чрезвычайную ситуацию. Операторы центра сохраняют все свою информацию, записи и данные, полученные от "шаттла". Последняя связь с "Колумбией" была в 8 утра по центральному времени, когда она снижалась по направлении к Флориде. В это момент она находилась на высоте около 207 тысяч футов над центральной частью Техаса, скорость составляла примерно 12,500 миль в час, растояние до посадочной полосы составляло 1,192 миль. После 8 утра связи с "Колумбией" не было и никаких данных не было получено станцией слежения на острове Мерритт, несмотря на все усилия. Дежурный офицер сообщает, что никакие объекты не наблюдались".

         При появлении новой информации, описание последних минут полета "Колумбии", а также событий, происшедших после катастрофы, будет уточнено и дополнено.






Под эгидой Федерации космонавтики России.
© А.Железняков, 1997-2009. Энциклопедия "Космонавтика". Публикации.
Последнее обновление 13.12.2009.