Проект международной космической станции "АЛЬФА"

Идея создания международной космической станции (МКС) «Альфа» возникла в самом начале 90-х годов. Переход же от проектов к конкретным действиям произошел в 1995 году, когда директор НАСА Дэниел Голдин убедил Президента США Билла Клинтона в необходимости ежегодного расходования на программу «Альфа» 2,1 млрд. долларов в течение семи лет. Немаловажным фактором, способствовавшим тому, что Конгресс США одобрил выделение НАСА 13,1 млрд. долларов на строительство МКС, стало согласие России участвовать в этой программе. Проект стал действительно международным после присоединения к нему Европейского космического агентства (ЕКА), Канады и Японии.

В соответствии с договоренностями, достигнутыми на встрече премьер-министра России Виктора Черномырдина и вице-президента США Альберта Гора, 15 августа 1995 года фирма «Боинг», головной подрядчик НАСА по программе «Альфа», и Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева (ГКНПЦХ) подписали контракт на сумму 190 млн. долларов, предусматривающий постройку и вывод на орбиту ядра будущей МКС. «Я считаю это событие символичным, — сказал по этому поводу Дэниел Голдин. — До сих пор мы соревновались в космосе, теперь у нас появилась возможность сообща взяться за крупный высокотехнологичный проект на благо всего человечества».

Общий внутренний объем станции после сборки на орбите составит 1217 куб.м, масса — 377т., из них 140т. — российские компоненты, 37 т — американские. Планируемое время работы станции на орбите -15 лет. Американцы уже завершили сборку научной лаборатории длиной 8,5 м и приступили к работам над жилым модулем. В высокой степени готовности находятся стыковочные блоки «Ноуд-1» и «Ноуд-2». В рамках программы «Альфа» большая нагрузка ляжет на многоразовые космические корабли (МКК) «Дискавери», «Атлантис» и «Эндевор». За один рейс каждый из них способен доставить на орбиту «Альфы» до 21300 кг грузов.

Общие затраты на создание российских компонентов станции оцениваются от 2 до 3,5 млрд. долларов. «Американцы платят только за функционально грузовой блок, — говорит директор программы МКС в НАСА Уильбур Трафтон, — все прочие модули обеспечиваются Россией в качестве ее собственного вклада в программу». Основной объем работ приходится наделю ГКНПЦХ, который в сотрудничестве с другими российскими предприятиями разрабатывает и строит ФГБ, универсальный стыковочный модуль (УСМ/ФГБ), транспортные корабли снабжения (ТКС/ФГБ) и служебный модуль (СМ). Основным средством выведения их на орбиту будет ракета-носитель (РН) «Протон».

Функционально-грузовой блок Центральной частью станции станет функционально-грузовой блок, состоящий из приборно-герметичного отсека и герметичного адаптера, разделенных герметичным сферическим днищем. По размерам и основным элементам конструкции он аналогичен существующим модулям «Квант-2» и «Кристалл». Диаметр блока—4м, длина—13м, масса — 19,34 т. ФГБ будет использоваться как часть обитаемого пространства станции, а также для обеспечения ее электроэнергией и хранения до 100 т топлива. СМ создается на основе центральной части станции «Мир-2»; в нем космонавты будут жить и проводить эксперименты. Его стоимость оценивается в 800 млрд. руб.

ЕКА выделяет на программу 1,98 млрд. долларов в период с 1996 по 2004 год. Вклад Германии составляет 780 млн., Франции — 520 млн., оставшуюся сумму вносят Италия, Бельгия и Испания. Европейцы разрабатывают лабораторию «Колумбус» и автоматический транспортный корабль ATV под РН «Ариан-5».

Сооружение «Альфы» начнется в ноябре 1997 года, когда РН «Протон» выведет на орбиту ФГБ, обеспечивающий электроснабжение, управление, связь и температурный контроль для всей станции, В декабре 1998 года МКК «Эндевор» привезет соединительный блок «Ноуд-1» и построенную в Канаде мобильную систему обслуживания с 16,7-метровым манипулятором. Одним герметичным адаптером «Ноуд-1» будет пристыкован к ФГБ, другой адаптер будет использоваться «Шаттлами». В апреле 1998 года РН «Протон» выведет на орбиту СМ, который одним стыковочным узлом будет соединен с ФГБ, второй стыковочный узел будет использоваться транспортными кораблями «Прогресс» и ТКС/ФГБ, способными доставить до 4 и 10т груза соответственно.

После пристыковки пилотируемого космического корабля «Союз ТМ» в мае 1998 года на «Альфе» смогут постоянно находиться космонавты. С ноября 1998 года управление станцией будет вестись из Хьюстона. Срок вывода первого ТКС/ФГБ - октябрь 1998-го, первого УСМ/ФГБ - апрель 2000 года. Монтаж американской лаборатории будет осуществлен в ноябре 1998 года, японского экспериментального модуля — в 2000-м, «Колумбуса» - в 2002 году.

Считается, что для сборки МКС потребуется 28 полетов МКК, 17 запусков российских РН и один - «Ариан-5». Для доставки на станцию экипажа и оборудования потребуются дополнительно 29 космических кораблей типа «Союз ТМ» и «Прогресс», причем «Прогрессы» будут запускать четыре раза в год. На этапе сборки МКК будут летать к станции с регулярностью пять — семь рейсов в год. Для сборки «Альфы» космонавтам придется провести в открытом космосе 600 ч.

В мае 1998 года на «Альфе» начнет работать первый экипаж - два российских космонавта под руководством американца Уильяма Шефферда. В случае задержки очередного визита МКК станция будет работать в автономном режиме, пока не подойдут «Союзы ТМ» и «Прогрессы». Начиная с мая 2002 года к «Альфе» будут постоянно пристыкованы два «Союза ТМ». Для поддержания станции в надлежащем состоянии ежегодно потребуется 170 чел.-ч работы в открытом космосе и четыре - пять рейсов МКК.

Следует отметить, что расходы НАСА на совместные российско-американские программы в последнее время возросли. Так, на предложение России отсрочить дату покидания станции «Мир» с 1998-го на 2002 год руководство НАСА ответило согласием и отвело два дополнительных полета МКК к «Миру» в дополнение к семи, запланированным на период с 1995 по 1998 год. Принятое решение позволит полнее использовать потенциал новых модулей «Спектр» и «Природа», пристыкованных к станции 1 июня 1995-го и 26 апреля 1996 года.

Российская сторона предлагала «Спектр» и «Природу» в качестве «временной замены» новых модулей, работы над которыми отстают от графика из-за финансового кризиса в России. По мнению специалистов, модули «Мира» можно перестыковать к «Альфе» с помощью «Шаттла». Хотя руководители НАСА и заявили о своей готовности рассматривать предложения по изменению конфигурации МКС с целью снижения ее стоимости, радикальные изменения в составе станции для них неприемлемы.

Согласно действующим планам, на орбите в течение нескольких лет будут работать сразу две орбитальные станции: «Мир» и «Альфа». Будущее покажет, удастся ли США и России выполнить свои «космические планы» при наличии ограниченных ресурсов. При любом развитии событий на орбите, считает Дэниел Голдин, мир уже выиграл: «Совместная работа дает основу для взаимопонимания. Когда лучше понимаешь других людей, пропадает желание запустить против них ракеты».

По материалам: "Вестник воздушного флота", N 7-8 за 1996 год, "Международная космическая станция "АЛЬФА", Владимир КАРНОЗОВ


© Федерация Космонавтики, 2001