В Звездном городке Государственная Межведомственная комиссия утвердила состав основного экипажа 4-й экспедиции
кратковременного посещения /ЭП-4/ Международной космической станции. Об этом 11 октября РИА "Новости" собщили в
Центре подготовки космонавтов /ЦПК/ им.Гагарина.
В основной состав экипажа вошли: командир, российский космонавт Сергей Залетин; второй пилот, бортинженер,
российский космонавт Юрий Лончаков; астронавт Европейского космического агентства /ЕКА/, бортинженер, бельгиец
Фрэнк де Винне (Frank De Winne). Там также сообщили, что в состав экипажа вместо выбывшего кандидата на полет
американского космического туриста поп-певца Лэнса Басса (Lance Bass) введен российский космонавт Юрий Лончаков.
Американский же певец в ближайшую субботу покинет ЦПК.БикЮ
Утвержденный экипаж совершит 10-суточный полет на МКС на российском пилотируемом космическом корабле "Союз ТМА-1", старт которого назначен на 28 октября текущего года. Основная цель этого полета - плановая замена на станции корабля "Союз ТМ-34", ресурс которого подходит к концу и который выполняет на МКС функции "корабля-безопасности" для экстренного удаления со станции постоянного экипажа космонавтов в случае возникновения на ней непредвиденных обстоятельств. Во время пребывания на станции экипаж посещения выполнит также ряд научно-исследовательских работ. Вернется экипаж ЭП-4 на Землю в корабле "Союз ТМ-34" 6 ноября текущего года.
Как сообщили в Национальном космическом агентстве Украины (НКАУ), Распоряжением Кабинета Министров Украины “О поставке в Российскую Федерацию материальной части изделий РС-18”, НКАУ получило разрешение на поставку российской стороне на коммерческой основе материальной части ракет РС-18 (по натовской классификации - SS-19), находящихся на хранении в Украине.
Эти ракеты были изготовлены в 80-х годах на заводе им. Хруничева в России, находились на хранении и не входили в состав ракетной группировки, развернутой в Украине. В последующем эти изделия были переданы на баланс Национального космического агентства Украины.
130 ракет РС-18 (SS-19), которые были развернуты в составе ракетной группировки на территории Украины, в соответствии с договором 1991 года между СССР и США о стратегическом наступательном вооружении (СНВ-2), были демонтированы и утилизированы. 46 межконтинентальных баллистических ракет SS-24, также находившихся на боевом дежурстве в Украине, демонтированы, и, в настоящее время, готовятся к утилизации на Павлоградском химическом заводе.
Передача России хранившейся в Украине материальной части ракет РС-18 будет осуществляться в установленном порядке через Государственную компанию “Укрспецэкспорт” в соответствии с украинско-российским межправительственным соглашением, которое определит количество, стоимость и сроки поставки. Соглашение планируется для подписания в начале следующего года.
Принятое Распоряжение Кабинета министров Украины определяет организацию поставки материальной части изделий РС-18 и порядок использования получаемых бюджетных средств. Денежные средства, которые будут получены от продажи изделий РС-18, предполагается направить на реализацию международных космических проектов, в том числе, на проекты “Днепр” и “Циклон-4”.
Глава Росавиакосмоса Юрий Коптев принял у себя утвержденный Государственной Межведомственной комиссией экипаж космонавтов 4-й экспедиции кратковременного посещения /ЭП-4/ Международной космической станции /МКС/. Об этом 11 октября корреспонденту РИА "Новости" сообщил пресс-секретарь Росавиакосмоса Сергей Горбунов. "Перед полетом у руководителя Росавиакосмоса состоялось традиционное чаепитие с членами экипажа. Каждому из них Юрий Коптев от имени Росавиакосмоса подарил швейцарские часы, сделанные по специальному заказу", - отметил Горбунов. Он также сообщил, что 22-23 октября экипаж ЭП-4 будет доставлен на космодром Байконур, где Государственная комиссия примет окончательное решение об их полете, старт которого назначен на 28 октября.
Китай сообщил об успешном окончании миссии орбитального модуля космического корабля "Shenzhou-3" (27408 /
2002 014C). Автономный полет модуля начался 1 апреля нынешнего года после отделения от него возвращаемого аппарата,
совершившего в тот же день посадку на Землю. За шесть с лишним месяцев модуль совершил 2821 оборот вокруг
планеты, выполняя запланированную программу полета, о которой известно только то, что "она включала в себя множество
научных и технологических экспериментов".
В начале следующего года планируется старт корабля "Shenzhou-4", а потом на орбиту должен отправиться первый тайконавт.
Всероссийская перепись населения добралась и до космоса. 11 октября космонавты Валерий Корзун, Сергей
Трещев и Федор Юрчихин заполнили бланки, доставленные на орбиту грузовым транспортным кораблем
“Прогресс М1-9”. Процесс заполнения переписных листов транслировался по телеметрической связи около
16:00 UTC (20:00 мск). Возвратить бланки на Землю планируется на корабле “Atlantis”, который 16 октября
отстыкуется от Международной космической станции.
Перепись "населения" в космосе за всю историю космонавтики проводилась впервые.
В подмосковном Звездном городке, в Центре подготовки космонавтов, 11 октября журналистам были представлены члены основного и дублирующего экипажей Четвертой экспедиции посещения Международной космической станции (МКС-4П).
В основной экипаж вошли командир Сергей Залетин, второй пилот / бортинженер Юрий Лончаков, бортинженер, астронавт Европейского космического агентства, бельгиец Фрэнк Де Винне (Frank De Winne). В дублирующий экипаж вошли все тот же Лончаков, но уже в роли командира экипажа, и бортинженер Александр Лазуткин. Это впервые в практике отечественной космонавтики, когда в оба экипажа входит один и тот же космонавт.
Основная цель предстоящего полета, который начнется 28 октября - плановая замена на станции корабля "Союз ТМ-34", ресурс которого подходит к концу и который выполняет на МКС функции "корабля-безопасности" для экстренного удаления со станции постоянного экипажа космонавтов в случае возникновения на ней непредвиденных обстоятельств. Во время пребывания на станции экипаж посещения выполнит также ряд научно-исследовательских работ.
Сотрудник Технологического института штата Джорджия Нарайанан Комерат (Narayanan Komerath) предложил очередной амбициозный проект колонизации космоса. Для перемещения твердых объектов в условиях невесомости (читай - астероидов и их обломков) он предлагает использовать определенным образом сформированные радиоволны.
Предполагается, что генерировать такие волны будут радиоизлучатели, которые будут работать от солнечных батарей. Комерат еще не рассчитал точно, какая мощность излучателя для этого потребуется, но он полагает, что это не проблема, так как в космосе можно будет развернуть солнечные панели размером в несколько километров. Доклад на эту тему Комерат собирается представить на конференции Института перспективных концепций (Institute of Advanced Concepts) космического агентства NASA, которая состоится в Атланте в конце этого года.
Федеральная комиссия связи США отвергла проект объединения Echostar Communications и Hughes Electronics. Проект создания крупнейшего в Соединенных Штатах платного спутникового телеканала оценивался в $26 млрд. Echostar Communications и Hughes Electronics обслуживают примерно 18 млн абонентов. Противники объединения компаний считают, что слияние создаст монополию, особенно в сельской местности. В поддержку проекта не высказался ни один из членов Федеральной комиссии связи США, отмечает Associated Press.
9 октября в конференц-зале Киевского института электросварки им. Е.О. Патона состоялось заседание президиума Аэрокосмического общества Украины. Членам президиума был предложен отчет генерального директора Аэрокосмического общества Украины (АКОУ) В.Е. Васильева о проделанной работе. Кроме этого были рассмотрены и утверждены бизнес-планы комитетов Аэрокосмического общества Украины, шкалы членских взносов для членов общества.
Одним из пунктов повестки дня был вопрос о создании бюро президиума Аэрокосмического общества Украины. Членам общества предложили рассмотреть “Положение о геральдике Аэрокосмического общества Украины”, разработанное АКОУ, а также решить вопрос об изготовлении памятных медалей, дипломов и грамот.
Согласно Положению, наградами общества будут медаль имени И.И. Сикорского, медаль имени Ю.В. Кондратюка, медаль имени О.К. Антонова, медаль имени М.К. Янгеля, медаль “ За выдающиеся заслуги в общественной деятельности”, дипломы имени Ю.А. Гагарина, имени В.Н. Челомея, имени В.Г. Сергеева, Аэрокосмического общества Украины, Почетная грамота Аэрокосмического общества Украины.
В “Положении о наградах Аэрокосмического Общества Украины” определен статус наград и перечень заслуг, за которые предприятия или организации могут представлять к награждению своих сотрудников. К наградам могут быть представлены как граждане Украины, так и других государств, внесшие личный вклад в реализацию совместных космических программ с Украиной. Изготовление наград Аэрокосмического общества предполагает привлечение средств его коллективных и индивидуальных членов, заинтересованных организаций, фондов, благотворительных организаций и частных лиц. О своих решениях участники заседания планируют сообщить в ближайшее время журналистам отечественных СМИ.
(space.com.ua).
Международная группа астрономов объявила о новом открытии: вокруг звезды Фомальгаут (самая яркая звезда из созвездия Южной Рыбы) вращается огромный деформированный диск холодной пыли.. По размерам этот диск можно сравнить с астероидным поясом Койпера, который находится во внешней части солнечной системы за орбитой Нептуна. Наиболее вероятная версия деформации этого диска - гравитационное влияние планеты, по размерам похожей на Сатурн, которая вращается на довольно большом расстоянии от звезды, как Уран или Нептун у нашего Солнца (соответственно, 19 и 30 радиусов земных орбит).
Особо следует отметить именно большой радиус орбиты этой планеты, так как среди известных планет (а их число уже перевалило за сотню) почти все имеют размеры не меньше Юпитера, но при этом радиус их орбит намного меньше, чем у Юпитера. То есть, обнаружена планетная система, похожая на нашу. Так что теперь можно надеяться, что если где-то еще в космосе есть жизнь, то она может оказаться похожей на нашу. Возраст звезды Фомальгаут составляет всего лишь 200 млн лет, по сравнению с нашим Солнцем, которому 4,5 млрд лет, она просто младенец. Астрономы полагают, что Фомальгаут можно считать прообразом нашего Солнца в далекой молодости (приблизительно тогда же у него образовались планеты, так что аналогия полная).
Оказывается, глобальное потепление грозит не только Земле, но и такой далекой от Солнца планете как Плутон. Правда, никакой исследовательский зонд с термометром туда не летал, и астрономы сделали такой вывод на основе косвенных признаков.
Группа астрономов, работающих в Массачусетском технологическом институте, в Гавайском и Корнеллском университетах, а также в обсерватории им. Лоуэлла, на ежегодной конференции Американского астрономического общества объявила о том, что за последние 14 лет давление атмосферы на этой планете увеличилось в 3 раза. Давление атмосферы тоже определялось путем наблюдения изменения светимости одной звезды, перед которой 20 августа этого года прошел Плутон. В исследованиях участвовали 8 телескопов из нескольких американских обсерваторий, разбросанных по территории США. Аналогичные наблюдения проводились в 1988 году, и именно их данные были взяты в качестве исходной точки. Изменение интенсивности солнечного излучения не могло дать такого эффекта. Правда, орбита у Плутона намного более эллиптичная, чем у любой другой планеты солнечной системы, и временами Плутон находится даже ближе к Солнцу, чем Нептун.
Кроме того, ось его вращения вокруг своей оси сильно наклонена к плоскости орбиты. По мнению астрономов, оба эти фактора могут влиять на глобальное потепление, которое, скорее всего, носит сезонный характер. Следует, однако, учесть, что год на Плутоне длится почти 250 земных лет, и минимальное расстояние между Плутоном и Солнцем в последний раз наблюдалось в 1989 г. Вроде бы, поверхность Плутона наоборот должна остывать, раз он удаляется от Солнца.
Однако, по мнению некоторых астрономов, это потепление нельзя считать неожиданным. И при нагревании и при охлаждении все материалы ведут себя с известной степенью инерции. Например, на Земле максимальная температура днем наблюдается через 2-3 часа после полудня, то есть когда Солнце уже прошло свой максимум. Если год на Плутоне длится 250 лет, то 13 лет после максимума солнечной освещенности соответствуют приблизительно 105 минутам после полудня на Земле. Так что через следующие 13 лет на Плутоне следует ожидать вполне закономерного похолодания. А когда Плутон еще дальше удалится от Солнца, то вся его атмосфера, состоящая главным образом из азота, попросту замерзнет и упадет на поверхность в виде льда. Тогда давление атмосферы вообще упадет до нуля.
Экипаж космического корабля "Atlantis" приступил к работам в открытом космосе. Во время первого выхода, состоявшегося
10 октября 2002 года (10-11 октября 2002 года по московскому времени), был начат монтаж фермы S1, доставленной на
Международную космическую станцию (МКС) в грузовом отсеке "шаттла".
Дэвид Волф (David Wolf) и Пирс Селлерс (Piers Sellers) покинули покинули шлюзовую камеру "Quest" в 15:21 UTC
(19:21 мск). Находившимся вне корабля астронавтам оказывала помощь Пегги Уитсон (Peggy Whitson), управлявшая
работой робота-манипулятора. Тем не менее, астронавты потратили на работу в открытом космосе больше времени чем
планировалось. Возвращение на борт станции произошло в 22:22 UTC (11 октября в 02:22 мск). Продолжительность
пребывания астронавтов в открытом космосе составила 7 часов 1 минуту.
На 12 и 14 октября запланированы еще два выхода, в которых будут участвовать все те же Волф и Селлерс.
На Государственном испытательном космодроме Плесецк продолжается подготовка к запуску космического аппарата (КА) “Фотон-М”, старт которого на ракете-носителе среднего класса “Союз-У” запланирован на 22:20 мск 15.10.2002.
10.10.2002 на космодроме проводится установка на КА бортовых батарей и некоторых приборов для научных исследований, а такте автономные проверки отдельных систем ракеты-носителя “Союз-У”.
Автоматический специализированный космический аппарат “Фотон-М” №1, который по своей сути является “космической лабораторией”, продолжает и развивает серию автоматизированных специализированных спутников, разработанных в КБ “Фотон” при Центральном специализированном конструкторском бюро (г. Самара).
Аппараты “Фотон” предназначены для проведения исследований по отработке технологии и получения новых материалов в условиях космического полета, а также проведения общебиологических исследований и экспериментов на коммерческой основе.
КА этой серии обеспечивают самый низкий уровень микрогравитации в ходе орбитального полета по сравнению с другими летательными аппаратами, используемыми для этих целей. К слову, на борту Международной космической станции или космического корабля “Спейс Шаттл” уровень микрогравитации в сотни раз больше, чем на КА “Фотон”. Всего с 1985 года с космодрома Плесецк на орбиты искусственных спутников Земли было выведено 12 аппаратов данной серии.
В Хьюстоне, шт. Техас, в Центре имени Джорджа Брауна 10 октября начал свою работу Всемирный
космический конгресс (World Space Congress-2002). Организатором мероприятия выступил Американский
институт аэронавтики и астронавтики (American Institute of Aeronautics and Astronautics, AIAA) при поддержке
Национальной академии наук США (National Academy of Sciences, NAS).
Участники форума, а их число превышает 13 тысяч человек, намерены обсудить перспективы развития
космической отрасли в ближайшие 10 лет и выработать рекомендации, которые они хотят довести до
сведения всех государственных учреждений и частных компаний всех стран мира, участвующих в освоении
космического пространства. Основное внимание предполагается уделить международному сотрудничеству в
космосе.
Работа конгресса продлится до 19 октября.
В рамках Всемирного космического конгресса в Хьюстоне состоится ряд других мероприятий, по своей
тематике связанных с освоением космоса. В те же сроки пройдет работа 34-й научной сессии Ассамблеи
Комитета по космическим исследованиям (Committee on Space Research, COSPAR) и 53-го Международного
астронавтического конгресса Международной федерации астронавтики (International Astronautical Federation,
IAF), Международной академии астронавтики (International Academy of Astronautics, IAA) и Международного
института космического права (International Institute of Space Law, IISL).
А с 10 по 12 октября пройдет конференция по эксплуатации Международной космической станции
(Conference on International Space Station Utilization).
Кроме того, в стенах Центра имени Джорджа Брауна будет развернута выставка, на которой будут
представлены многие перспективные разработки, которые в будущем предполагается использовать
при проектировании и изготовлении космических аппаратов.
В рамках проходящей в Военно-воздушных силах итоговой проверки войск за летний период обучения стратегические бомбардировщики Ту-95 выполнили пуски крылатых ракет, передает «Интерфакс». "Два ракетоносца Ту-95 поднялись с одного из аэродромов дальней (стратегической) авиации и выполнили пуски крылатых ракет по мишеням, расположенным на одном из заполярных полигонов", – сообщил 10 октября начальник Главного штаба ВВС генерал-полковник Борис Чельцов. "Бомбардировщики Ту-95 провели в воздухе более шести часов, пуски крылатых ракет прошли успешно", – отметил он.
Грузовой транспортный корабль «Прогресс М-46» был отстыкован от Международной космической станции 24 сентября нынешнего года и вот уже более двух недель находится в автономном полете. Как сообщает пресс-служба РКК «Энергия», в настоящее время выполняются тест-эксперименты по наблюдению подстилающей поверхности Земли в районах Российской Федерации, пострадавших от стихийных бедствий и техногенных воздействий. Управление полетом корабля ведется из Центра управления полетом в подмосковном Королеве.
Параметры орбиты корабля на 10 октября составляют:
наклонение – 51,6 град.;
период обращения – 92,13 мин.;
минимальная высота над поверхностью Земли (в перигее) – 365,6 км;
максимальная высота над поверхностью Земли (в апогее) – 401,8 км.
«Прогресс М-46» предполагается свести с орбиты 14 октября 2002 года.
Кабинет министров Украины принял постановление "О поставке Российской Федерации материальной части изделий РС-18". Об этом сообщили в пресс-службе правительства. По мнению эксперта космической отрасли, речь может идти о продаже России межконтинентальных баллистических ракет РС-18 (СС-19 "Стилет" по классификации НАТО). На их базе российский космический научно-производственный центр имени Хруничева создал ракету-носитель легкого класса "Рокот". На Украине осталась 31 ракета СС-19 из числа снятых с боевого дежурства в связи с ликвидацией ядерного оружия республики. Они были переданы Национальному космическому агентству Украины для использования в мирных целях.
Товары из России для комплекса "Байконур" в Казахстане будут оформляться по упрощенной таможенной схеме.
Как сообщили в пресс-службе ГТК РФ, соответствующий приказ был подписан руководством ГТК РФ 8 октября. Данным приказом утверждаются Правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, вывозимых из Российской Федерации на комплекс "Байконур" и ввозимых с данного комплекса в Российскую Федерацию. Правила разработаны на основании Соглашения об упрощенном порядке таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, ввозимых из РФ на "Байконур" и вывозимых оттуда, подписанного главами таможенных ведомств четыре года назад. Оно позволило ускорить прохождение значительной номенклатуры товаров, используемых для космических программ. Однако другие товары, необходимые для функционирования города с населением 70 тыс. человек, подпадали под обычную достаточно сложную систему таможенного оформления. Кроме того, неурегулированным оставался и вопрос вывоза товаров с комплекса. В соответствии с новым приказом при перемещении между Байконуром и Россией установлено две категории товаров - ввозимые на комплекс и вывозимые с него. Статус товаров для таможенных целей подтверждается путем предоставления в таможенный орган гарантийных обязательств, заверенных Российским авиационно-космическим агентством либо Министерством обороны Российской Федерации. Таможенное оформление осуществляется российскими таможенными органами в упрощенном порядке, без предоставления лицензий и других разрешений государственных органов. Товары пропускаются без взимания таможенных пошлин, налогов и иных сборов, без оформления процедуры доставки под таможенным контролем, а также к ним не применяются меры нетарифного регулирования. Помещать данные товары на склады временного хранения не обязательно. В качестве таможенной декларации в таможенный орган предоставляется транспортная накладная или товаросопроводительные документы. Таможенный досмотр производится в исключительных случаях, когда есть достаточные основания полагать, что конкретная партия перемещается в нарушение таможенного законодательства. При этом казахстанские таможенники признают результаты таможенного контроля, проведенного в России.
Представитель Министерства обороны США сообщил о предстоящем 14 октября очередном испытании системы национальной противоракетной обороны (НПРО). Как и во время предыдущих испытаний, предполагается осуществить пуск с Базы ВВС США «Ванденберг», шт. Калифорния, межконтинентальной баллистической ракеты “Minuteman-2”, которой предстоит играть роль мишени. Ее перехват будет осуществлять ракета “EKV”, которая должна стартовать со стартовой позиции имени Рональда Рейгана на тихоокеанском атолле Кваджлейн. Перехват должен состояться на высоте 225 км над акваторией Тихого океана.
В предстоящем испытании будут задействованы все элементы создаваемого Управления противоракетной обороны - космический сенсор оповещения о запуске ракет, наземный радар раннего предупреждения, прототип радара "X-band" и командно-контрольная система оперативного управления и связи на атолле Кваджалейн, а также общенациональный пункт системной интеграции в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо.
Кроме того, в испытании примет участие оснащенный корабельной РЛС "Ijis" эсминец ВМС США "John Paul Jones". Его радар "Spy-1" будет использован для сбора информации о ракете-мишени и ракете-перехватчике.
Предстоящее испытание будет седьмым по счету. Из ранее проведенных только четыре признаны успешными.
За соблюдением французскими водителями скоростного режима скоро будут следить из космоса. Как сообщает агентство France Presse со ссылкой на журнал "Auto Plus" и компанию Peugeot, система позволяет автоматически замедлять автомобиль в случае превышения скорости. Для водителя это будет выглядеть так, будто перестала работать педаль газа.
Конечно, на самом деле педаль отказывать не будет. Просто автомобильный компьютер возьмет на себя полный контроль над подачей топлива в двигатель на то время, пока скорость не опустится до установленного предела. Более того, при небольшом превышении скорости компьютер будет ограничиваться выводом предупреждающего сообщения. Отключить компьютерную систему можно будет, резко нажав на акселератор. Для того чтобы определить допустимую на данной дороге скорость, автомобильный компьютер будет использовать данные спутниковой навигационной системы GPS и базу данных по автодорогам Франции.
Испытания системы будут проходить в два этапа. Первоначально два автомобиля, оснащенные новой системой регулировки скорости, пройдут испытания в Национальном исследовательском институте безопасности транспорта (INRETS). Затем в течение полугода двадцать машин (десять Peugeots и десять Renault) будут поочередно предоставляться примерно сотне автолюбителей, проживающих в западных пригородах Парижа.
По данным Auto Plus, стоимость разработки и внедрения новой системы ограничения скорости составляет 5,6 млн. евро. К выходу на широкий рынок она будет готова не ранее 2010 г.
Конференция “SpaceOps’2002”, собравшая специалистов-практиков в области космонавтики, открылась 9 октября в Центре имени Джорджа Брауна в Хьюстоне, шт. Техас. Участники международного форума намерены обсудить все аспекты современных космических исследований, а также обеспечить обмен научными данными между специалистами разных стран в таких областях как робототехника, дистанционное зондирование Земли из космоса, приборостроение.
Одновременно с конференцией, которая продлится до 12 октября, будет работать выставка. На 5 тысячах квадратных метров площадей будут представлены самые новые разработки в области космических технологий.
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США намерено и дальше тесно сотрудничать с американскими военными в освоении космоса. Об этом 8 октября на совместной пресс-конференции объявили администратор NASA Син О’Киф (Sean O’Keefe) и заместитель министра обороны США Питер Титс (Peter Teets), в ведении которого находятся ВВС США, Командование стратегических ядерных сил и Национальное разведывательное управление.
Детали достигнутого соглашения не оглашаются, даже неизвестно, был ли подписан какой-либо документ на этот счет, но сотрудничать гражданское и военное ведомства намерены достаточно тесно. Все это очень хорошо укладывается в программу администрации президента Джорджа Буша (George Bush) по милитаризации космоса.
Исследовательская лаборатория ВВС США предоставила грант в размере 3,4 миллионов долларов астрономам Института астрономии при Гавайском университете на проведение работ по созданию новой оптической системы, предназначенной для обнаружения небольших объектов Солнечной системы. Система “Pan-STARRS” (“Panoramic Survey Telescope and Rapid Response System”) задумана как совокупность небольших телескопов, которые будут размещены на Гавайских островах и обеспечат отслеживание всех астероидов, угрожающих Земле. Ввести в строй систему планируется в 2006 году.
9 октября 2002 года в 15:16:14 UTC (19:16:14 мск) американский корабль многоразового использования "Atlantis" состыковался с
Международной космической станцией (МКС). В течение ближайших семи дней на борту будет работать
интернациональный экипаж: шестеро американцев и трое россиян.
Основной задачей прибывшей на борт орбитального комплекса экспедиции является монтаж фермы S1, находящейся в
данный момент в гру-зовом отсеке "шаттла". Для этой операции астронавты Дэвид Волф (David Wolf) и Пирс Селлерс (Piers
Sellers) трижды выйдут в открытый космос.
Возвращение "Atlantis" на Землю запланировано на 19 октября.
Экипаж космического корабля "Atlantis", стартовавшего поздно вечером 7 октября с космодрома на мысе Канаверал, готовится к стыковке с Международной космической станцией (МКС). По плану, она должна произойти сегодня около 15:30 UTC (19:30 мск).
Основной задачей экипажа корабля, в который входят шесть человек, является доставка на МКС 14-метровой алюминиевой фермы S1, стоимостью 390 миллионов долларов. Для ее монтажа на корпусе МКС астронавтов потребуется совершить три выхода в открытый космос.
Кроме оборудования, "шаттл" доставит на станцию "заказанные" Пятым экипажем МКС предметы. Так, находящаяся на орбите с июня в компании с российскими космонавтами Валерием Корзуном и Сергеем Трещевым американская астронавтка Пэгги Уитсон (Peggy Whitson) не раз заявляла, что устала от "космической еды" из герметичных контейнеров. По ее просьбе "Atlantis" привезет на МКС яблоки, апельсины, грейпфруты, репчатый лук, чеснок и острый соус, а также пирог с орехами-пекан, передает ИТАР-ТАСС.
Российский прибор с английским названием Hand четко "видит" происходящую сейчас на Марсе смену времен года. В северном полушарии Красной планеты закончилась зима, и под первыми лучами весеннего солнца проступили области вечной мерзлоты. Об этом ИТАР-ТАСС рассказал заведующий Лабораторией космической гамма-спектроскопии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов.
С помощью Hand на Марсе уже удалось открыть огромные пространства вечной мерзлоты с колоссальными запасами замерзшей воды, лежащими под поверхностью планеты. Правда, до недавнего времени вечная мерзлота наблюдалась только в южном полушарии Марса, что вызывало недоумение ученых. Сейчас же картина изменилась.
В северном полушарии Марса закончилась зима и под первыми весенними лучами солнца там также "проступили" обширнейшие территории вечной мерзлоты. А в южном полушарии Марса, напротив, зима только начинается, и ученым все сложнее наблюдать тамошние немалые ледники.
Как объяснил Митрофанов, зимой приполярные районы планеты и вечная мерзлота покрываются слоем замерзшего углекислого газа. По оценкам ученых, толщина этого панциря может достигать как минимум полуметра. С приходом же весны он "испаряется", и приборы уверенно регистрируют наличие вечной мерзлоты. Прибор Hand входит в состав бортовой научной аппаратуры американской межпланетной станции "2001 Марс-Одиссей", работающей сейчас на околомарсианской орбите.
Профессор Корнельского университета Джозеф Бёрнс обратился к подкомитету по делам космоса и аэронавтики Комитета по науке Конгресса США с предложением о постройке телескопа для обнаружения угрожающих Земле космических объектов. Согласно проекту, предложенному Бёрнсом, Национальный научный фонд США должен выделить на строительство телескопа от 125 до 150 млн. долл. Новый телескоп получит зеркало диаметром не менее 7 м и сможет обнаруживать астероиды и другие объекты, имеющие не менее 300 м в поперечнике. Конструкция телескопа позволит ему следить за всем звездным небом, тогда как современные телескопы обычно следят лишь за небольшими его фрагментами. На получение полной картины неба будет требоваться около недели.
В настоящее время в мире не ни одной организации, ответственной за отслеживание близких к Земле космических объектов. Работу в этом направлении ведет NASA: выполняя поручению Конгресса США, американское аэрокосмическое агентство обязалось к 2008 г. обнаружить 90% околоземных объектов диаметром от 1 км и крупнее. Именно столкновение с такими объектами может привести к глобальной катастрофе. Ежегодно NASA получает на поиски 3-4 млн. долл. В настоящее время обнаружено уже 619 околоземных объектов. Общее их количество составляет предположительно от 1000 до 1200. Как видно, новый телескоп позволит повысить эффективность поиска. Впрочем, вопрос о его проектировании и строительстве пока не решен.
Первый канал (ОРТ) и Российское авиационно-космическое агентство подписали соглашение о создании телевизионного
шоу, участник которого полетит в космос. "Первый полет планируется на осень 2003 года. Он будет завершать
телевизионный цикл программ, в котором зрители непосредственно увидят, как проходят подготовку космонавты и как
готовятся космические старты", - говорится в пресс-релизе первого канала.
"Мы внимательно следили, как развивалась эпопея с организацией полетов космических туристов, и предложили сделать
телепроект, в котором обязались продемонстрировать космические достижения нашей страны и дать шанс полететь в
космос тому, кто победит", - сказал на подписании соглашения генеральный директор первого канала Константин Эрнст.
Американская консалтинговая компания Futron Corporation распространила текст доклада о перспективах космического
туризма в период до 2021 года. Речь идет как об орбитальных, так и суборбитальных космических полетах. Основой
доклада стали исследования, проведенные в начале 2002 года компанией Zogby International. Объектами изучения были
граждане США, чей доход позволяет им рассуждать о возможности своего путешествия на орбиту.
Согласно сделанным прогнозам ежегодные доходы от коммерческих полетов в космос могут составить в 2021 году до 1
миллиарда долларов.
Наиболее интересные выводы, сделанные в докладе:
согласно прогнозам Furton Corporation, через 20 лет ежегодно более 15 иысяч человек смогут совершать суборбитальные
космические полеты, принося доход организаторам в сумме около 700 миллионов долларов;
рынок орбитального туризма может составить в тот период до 60 человек в год с доходом от этого мероприятия до 300
миллионов долларов ежегодно;
52 % респондентов не делают различий между кораблями для суборбитальных полетов, изготовленных частными
компаниями, и кораблями, разработанными в рамках правительственных программ;
рынок орбитального туризма имеет существенный потенциал роста при уменьшении стоимости полета до 1 миллиона
долларов;
ожидается увеличение числа желающих побывать в космосе в том случае, если Международная космическая станция
станет не единственным местом, куда могут отправиться туристы.
На Государственном испытательном космодроме Плесецк продолжается подготовка к запуску космического аппарата “Фотон-М”, старт которого на ракете-носителе среднего класса “Союз-У” запланирован на 15.10.2002.
08.10.2002 г. боевые расчеты космодрома Плесецк, совместно со специалистами ЦСКБ “Прогресс” осуществили транспортировку ракеты-носителя “Союз-У” с технической позиции в монтажно-испытательный корпус, где она пройдет необходимые проверки (ракета-носитель “Союз-У” как и космический аппарат “Фотон-М” разработаны и изготовлены в Самаре на предприятиях ЦСКБ “Прогресс”).
Кроме того, продолжаются работы по подготовке к запуску и на самом космическом аппарате “Фотон-М”. В частности, сегодня космический аппарат готовят к предстоящим испытаниям в барокамере.
Космический аппарат “Фотон-М” №1 (массой 6425 кг, масса научной аппаратуры - 600 кг) предназначен для проведения экспериментов в области космических технологий, производства материалов и биологических препаратов в интересах различных отраслей промышленности и науки в условиях микрогравитации, а также осуществления международного космического сотрудничества.
В этом эксперименте, кроме России участвует десять европейских стран, входящих в Европейское космическое агентство (ЕКА), а также представители США, Канады, Индонезии и Японии, аппаратура которых также устанавливается на спутник.
Как сообщили пресс-службе на командном пункте Космических войск и с космодрома Плесецк, подготовка к пуску проходит в соответствии с графиком.
Как известно, работающие на борту Международной космической станции (МКС) космонавты, занимаются не только ремонтом бортовых систем и разгрузкой грузовых транспортных кораблей. В программу их работ входят и многочисленные научные и технические эксперименты, а также фотосъемка земной поверхности и небесных тел. Так, 22 сентября нынешнего года члены Пятого экипажа МКС провели фотографирование Луны. Один из сделанных снимков (ISS005-E-15356) американское аэрокосмическое ведомство сделало доступным для всех желающих. Можете полюбоваться на наш естественный спутник.
Уже прошло больше года с того момента, когда состоялась “историческая” встреча американского межпланетного зонда “Deep Space-1” и кометы Borrelly. Собранная во время рандеву информация обрабатывается учеными до сих пор и еще долго будет давать пищу для размышлений, и служить благодатной почвой для новых теорий о происхождении Солнечной системы. А пока NASA продолжает периодически радовать нас новыми снимками, сделанными камерами зонда в сентябре 2001 года. Одну из новых “композиций” можно увидеть на приведенной здесь фотографии.
Американское аэрокосмическое ведомство продолжает пополнять свою он-лайновую галерею снимков поверхности Марса, переданных на Землю межпланетной станцией “Mars Global Surveyor”. Сейчас в ней 18812 снимков. Один из них, на котором видны склоны кратера Ньютона, приведен здесь. А всего “Mars Global Surveyor” уже сделал 112218 снимков, что вдвое больше, чем передали на Землю две станции “Viking” в середине 1970-х годов.
Нобелевская премия по физике за 2002 год присуждена трем астрофизикам: американцу Рэймонду Дэвису-младшему (Raymond Davis, Jr.), японцу Масатоси Косиба (Masatoshi Koshiba) и еще одному американцу Рикардо Джакони (Riccardo Giacooni). Первые двое получили премию за передовые разработки в обнаружении космических нейтрино, а Джаккони - за работы, приведшие к открытию космических источников рентгеновского излучения.
Как передает Mignews со ссылкой на агентство INA, руководство Ирака заключило договор с некой не называемой иностранной компанией о строительстве и запуске первого иракского спутника связи. Окончательное решение о выделении средств на данный проект было принято на последнем заседании кабинета министров Ирака, на котором председательствовал лично Саддам Хусейн. Представители ООН и США пока не комментируют эту информацию.
Утром 8 октября в Пакистане проведен второй в течение четырех дней испытательный пуск баллистической ракеты средней дальности “Hatf-IV” (“Shaheen”). Стоит вспомнить, что предыдущее испытание, состоявшееся 4 октября, вызвало новый виток напряженности на Индостанском полуострове и заставило Индию в тот же день провести испытательный пуск своей зенитной ракеты. Вполне возможно, что и снгодня последует аналогичный ответ.
NASA попросило Росавиакосмос предоставить гарантии того, что Россия выполнит в 2003 г. свои обязательства по программе МКС и обеспечит ее пилотируемыми кораблями "Союз" и грузовыми кораблями "Прогресс". Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на американский еженедельник Space News, заместитель директора NASA по программам МКС и Space-Shuttle Майкл Костелник в конце сентября направил соответствующее письмо начальнику управления пилотируемых программ Росавиакосмоса Михаилу Синельщикову.
Как пояснила официальный представитель NASA Дебра Ран, запрос подготовлен в связи с недавним обращением в американское космическое ведомство заместителя руководителя Ракетно-космической корпорации "Энергия" Валерия Рюмина, который предупредил, что его компания не может гарантировать своевременное создание кораблей "Союз" и "Прогресс". Рюмин объяснил это отсутствием финансирования со стороны правительства. Такая ситуация может привести к тому, что в 2003 г. не удастся произвести смену экипажа МКС и станция на какое-то время окажется необитаемой из-за отсутствия "корабля-спасателя" и "грузовика".
По данным Space News, Росавиакосмос подверг Рюмина критике за то, что тот обратился к NASA напрямую в обход российского космического агентства. На что Рюмин заявил, что просил Росавиакосмос о выделении дополнительных средств, но ему ответили, что у агентства сейчас нет денег на МКС. Представитель NASA сообщила, что ее ведомство ждет от российских коллег разъяснений по этому поводу "в самое ближайшее время".
Российский ученый не подтверждает гипотезу голландского астрофизика Пирса ван дер Меера о взрыве Солнца, который якобы может произойти уже через шесть лет, передает агентство “Интерфакс”. Ван дер Мер утверждал, что температура Солнца, составляющая обычно 27 млн. градусов по Фаренгейту, за последние несколько лет поднялась до 49 млн., и если эта тенденция сохранится, то процесс станет необратимым.
Между тем, российский ученый это сообщение назвал "очередной дутой сенсацией". "Ничего необычного и внушающего какие-то серьезные опасения на Солнце не происходит, и нет никаких оснований говорить, что мы живем последние годы", - заявил "Интерфаксу" завлабораторией вариации космических лучей ИЗМИРАН Анатолий Белов. "Через шесть лет нас действительно ожидает очередной максимум солнечной активности, но вряд ли он будет самым большим из тех, которые мы переживали до этого, например, в последние три года", - отметил Белов.
В подмосковном Звездном городке 8 октября приступил к сдаче экзаменов по программе полета основной и дублирующий экипажи космического корабля «Союз ТМА-1», старт которого запланирован на 28 октября нынешнего года. Командир дублирующего экипажа Юрий Лончаков также будет сдавать экзамены и как второй пилот основного экипажа. Как известно, несколько дней назад ГМВК рекомендовала включить его в состав основного экипажа вместо “выбывшего по финансовым причинам“ незадачливого космического туриста Лэнса Басса (Lance Bass).
Экзаменационная пора для космонавтов завершится 10 октября, а уже на следующий день будет принято решение о составе экипажа корабля.
Для сведения: в состав основного экипажа входят российский космонавт Сергей Залетин, астронавт Европейского космического агентства Фрэнк де Винне (Frank De Winne) и Юрий Лончаков; в состав дублирующего – все тот же Лончаков и Александр Лазуткин.
На космодроме Байконур продолжаются работы по подготовке к пуску ракеты-носителя «Протон-К» с космическим аппаратом Европейского космического агентства “INTEGRAL”. Старт запланирован на 17 октября нынешнего года. Несмотря на то, что 4 октября был нерабочим днем на космодроме, международная команда специалистов произвела накатку головного обтекателя на аппарат. Через несколько дней сборка аппарата и носителя будут завершены и предположительно 15 октября состоится их вывоз на стартовую позицию.
5 октября 2002 года с пустынной территории одного из ранчо близ городка Форт-Стоктое, шт. Техас, США, состоялся пуск небольшой ракеты, созданной специалистами калифорнийской компании JP Aerospace. За 34 секунды полета ракета достигла высоты 6 км, после чего благополучно опустилась на парашюте на Землю в нескольких километрах от места старта.
Ракета имеет высоту 4,26 м и, естественно, неспособна достичь космических высот. Впрочем, владельцы компании JP Aerospace таких целей не преследуют. Их главная задача – создание дешевого средства для подъема научной аппаратуры на заданную высоту, а также проведение разнообразных ракетных шоу. Например, они готовы поднимать на заданную высоту различные предметы с тем, чтобы впоследствии выгодно продать их на он-лайновом аукционе.
Телезрители всего мира получили редкую возможность увидеть в необычном ракурсе взлет очередного космического челнока "Атлантис". Камера, установленная прямо на корабле, в одном из топливных резервуаров, в режиме реального времени передавала на телетрансляторы картинку взлетающего челнока. В течение минуты можно было видеть, как стремительно удаляется из виду космический центр имени Кеннеди, с которого и был произведен запуск. Всего же для выхода на свою орбиту "Атлантису" потребовалось около 8,5 минут.
Очередной пуск ракеты-носителя «Зенит-3SL» с морской стартовой платформы “Odyssey” состоится 15 декабря нынешнего года. Об этом сообщила пресс-служба компании Sea Launch. Воо время пуска на околоземную орбиту должен быть доставлен американский телекоммуникационный спутник “Galaxy-13”.
Надо отметить, что запланированный старт станет лишь вторым в текущем году, хотя в первогачальных планах компании значилось проведение не менее 4-х пусков.
7 октября 2002 года в 19:45:51.074 UTC (в 23:45:51.074 мск) со стартового комплекса LC39B, подвижная стартовая платформа
MLP-3, Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал, шт.Флорида, стартовыми командами компании United
Space Alliance осуществлен пуск космической системы многократного использования "Space Shuttle" (111-й полет МТКК),
во время которого на околоземную орбиту выведен космический корабль OV-104 “Atlantis” (26-й полет ОС) (27537 /
2002 047А).
КК пилотирует экипаж в составе: ЭШБИ Джеффри Ширс (ASHBY Jeffrey Shears), командир, США (3-й полет в космос); МЕЛРОЙ Памела Энн (MELROY Pamela Ann), пилот, США (2-й полет в космос); ВОЛФ Дэвид Александр (WOLF David Aleksandr), специалист полета-1 / специалист по работе в открытом космосе-1, США
(3-й полет в космос); МАГНУС Сандра Хэлл (MAGNUS Sandra Hall), специалист полета-2, США (1-й полет в космос); СЕЛЛЕРС Пирс Джон (SELLERS Piers John), специалист полета-3 / специалист по работе в открытом космосе-2,
США (1-й полет в космос); ЮРЧИХИН Федор Николаевич, специалист полета-4, Россия (1-й полет в космос).
Вес стартовой системы - 2.052.732 кг. Вес орбитальной ступени при старте - 116.640 кг.
Основной задачей полета является доставка и монтаж в составе Международной космической станции (МКС) фермы S1.
На 9 октября 2002 года запланирована стыковка “Atlantis” и станции. В ходе полета предполагается совершить три выхода
в открытый космос. Возвращение корабля на Землю запланировано на 19 октября 2002 года.
Начавшийся полет стал пятым рейсом кораблей многоразового использования в нынешнем году и 15-м по программе строительства МКС.
Астронавт NASA.
Родился 16 июня 1954 года в городе Даллас, шт. Техас.
В 1972 году окончил среднюю школу в городе Эвагрин, шт. Колорадо. В 1976 году получил степень бакалавра в области механики от Университета штата Айдахо. В 1988 году окончил школу летчиков-испытателей ВМС США. В 1993 году получил степень магистра в области авиационных систем от Университета штата Теннесси.
В течение 16 лет служил в составе авиационных подразделений ВМС США. Участник боевых операций в различных уголках планеты, в том числе войны в Персидском заливе и миротворческой миссии ООН в Сомали. Как летчик-испытатель, принимал участие в испытаниях самолета FA-18. За годы летной карьеры общий налет составляет более 5 тысяч часов.
В отряде астронавтов NASA с 1994 года.
Совершил два полета в космос:
23-28 июля 1999 года в качестве пилота корабля “Columbia” по программе STS-93 (вывод на орбиту “Chandra”);
19 апреля - 1 мая 2001 года в качестве пилота корабля “Endeavour” по программе STS-100 (программа сборки МКС).
Общая продолжительность полетов - 16 дней 20 часов 19 минут 37 секунд.
Начавшийся 7 октября полет корабля “Atlantis” по программе STS-112 - третий в карьере Эшби.
Награжден множеством медалей Военно-морских сил США, а также двумя медалями NASA “За космический полет” (1999 и 2001 гг.).
Женат.
Астронавт NASA.
Родилась 17 сентября 1961 года в городе Пало-Алто, шт. Калифорния.
В 1979 года окончила среднюю школу “Bishop Kennedy” в городе Рочестер, шт. Нью-Йорк. В 1983 году получила степень бакалавра в области физики от Уэсли-Колледж. В 1984 году получила степень магистра в области земных и планетарных наук от Массачусетского технологического института. В 1991 году окончила школу летчиков-испытателей ВВС США на авиабазе “Эдвардс”, шт. Калифорния.
С 1983 года служила в военно-воздушных силах США на самолетах транспортной авиации. Участник войны в Персидском заливе. За годы летной карьеры общий налет составляет более 3500 часов.
В отряде астронавтов NASA с 1994 года.
Совершила один полет в космос:
11-24 октября 2002 года в качестве пилота корабля “Discovery” по программе STS-92 (программа сборки МКС).
Общая продолжительность полета - 12 дней 21 час 42 минуты 41 секунда.
Начавшийся 7 октября полет корабля “Atlantis” по программе STS-112 - второй в карьере Мерой.
Награждена медалями ВВС США, а также медалью NASA “За космический полет” (2000 г.).
Замужем за Кристофером Уоллэсом (Christopher Wallace). Детей нет.
Астронавт NASA.
Родился 23 августа 1956 года в городе Индианаполис, шт. Индиана.
В 1974 году окончил среднюю школу “North Central” в городе Индианаполис, Шт. Индиана. В 1978 году получил степень бакалавра в области электроники от Университета Пердью. В 1982 году получил степень доктора медицины от Университета штата Индиана.
В 1980-1983 году занимался исследованиями в области электроники в Индианаполиском центре перспективных исследований. Одновременно с этим сотрудничал с военно-воздушными силами США и занимался исследовательской работой в области авиационной медицины. С 1983 года работал в Космическом центре NASA имени Джонсона.
В отряде астронавтов NASA с 1990 года.
Совершил два космических полета:
18 октября - 1 ноября 1993 года в качестве специалиста полета корабля “Columbia” по программе STS-58 (программа научных исследований в модуле “Spacelab-2”);
27 сентября 1997 года - 1 февраля 1998 года на борту российского орбитального комплекса “Мир”.
Общая продолжительность полетов - 141 день 20 часов 13 минуты 22 секунды.
Начавшийся 7 октября полет корабля “Atlantis” по программе STS-112 - третий в карьере Волфа.
Награжден медалями NASA “За космический полет” (1993 и 1998 гг.).
Женат.
Астронавт NASA.
Родилась 30 октября 1964 года в городе Виллвэйлл, шт. Иллинойс.
В 1982 году окончила среднюю школу в городе Вилливэйлл, шт. Иллинойс. В 1986 году получила степень бакалавра в области физики в Университета Миссури-Ролла. В 1990 году получила там же степень магистра в области электроники. В 1996 году удостоена докторской степени от Технологического института штата Джорджия.
С 1986 по 1991 год работала в компании McDonnell Douglas Aircraft Company, а с 1991 по 1996 года в Исследовательском цент ре NASA имени Льюиса.
В отряде астронавтов NASA с 1996 года.
Начавшийся 7 октября полет корабля “Atlantis” по программе STS-112 - первый в карьере Магнус.
Замужем на Робертом Магнусом (Robert Magnus).
Астронавт NASA.
Родился 11 апреля 1955 года в городе Кроубору, графство Суссекс, Великобритания.
В 1973 году окончил среднюю школу в городе Крэнбрук, графство Кент. В 1976 году получил степень бакалавра в области экологии от Эдингбургского университета. В 1981 году удостоен докторской степени по биометеорологии от Лиидского университета.
Занимался научными исследованиями в различных точках планеты: в США, России, в Африке, Канаде, Бразилии. Имеет множество публикаций в области метеорологии.
В отряде астронавтов NASA с 1996 года.
Начавшийся 7 октября полет корабля “Atlantis” по программе STS-112 - первый в карьере Селлерса.
Женат на урожденной Аманде Хэлен Ломас (Amanda Helen Lomas). В семье двое детей.
Космонавт РКК “Энергия”.
Родился 3 января 1959 года в городе Батуми Аджарской АССР (Грузия).
В 1976 году окончил среднюю школу в городе Батуми. В 1983 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. В 2001 году защитил кандидатскую диссертацию по экономике в Московском государственном университете.
С 1993 года работает в РКК “Энергия”.
В 1997 году зачислен в отряд космонавтов РКК “Энергия”.
Начавшийся 7 октября полет корабля “Atlantis” по программе STS-112 - первый в карьере Юрчихина.
Женат на Ларисе Анатольевне Юрчихиной (Панфиловой).
В РКК "Энергия" 7 октября 2002 года состоялось заседание Совета Главных конструкторов по
Российскому сегменту Международной космической станции (РС МКС). Заседание Совета проходило
под руководством Председателя Совета Главных конструкторов, Технического руководителя
пилотируемых программ России, генерального конструктора, академика Российской академии наук
Ю.П. Семенова.
Как сообщает в релизе пресс-службы корпорации, на заседании был заслушан доклад заместителя
генерального конструктора РКК "Энергия" им. С.П. Королева Ю.И. Григорьева о результатах
пилотируемого полета МКС за период с апреля 2002 года по настоящее время (завершение полета
четвертой основной экспедиции МКС-4, выполнение программы полета экспедиции посещения ЭП-3,
полет пятой основной экспедиции МКС-5), о состоянии станции и подготовке к запуску первого
модернизированного транспортного пилотируемого космического корабля "Союз ТМА-1", который
создавался по контракту с НАСА и государственному заказу в период 1996-2002 г.г.
О готовности к запуску пилотируемого корабля и состоянии МКС в целом были заслушаны также
заключения главных конструкторов, ответственных представителей предприятий-разработчиков и
изготовителей систем. С докладами и сообщениями о готовности экипажей экспедиции ЭП-4,
состоянии здоровья экипажей МКС-5 и экспедиции ЭП-4, о ходе полета МКС и готовности
документации по управлению полетом, персонала Главной оперативной группы управления полетами
(ГОГУ) и экипажей к работам по стыковке корабля "Союз ТМА-1" выступили: начальник РГНИИ ЦПК
им. Ю.А. Гагарина, генерал-полковник П.И. Климук, первый заместитель директора Института
медико-биологических проблем В.М. Баранов, руководитель ГОГУ летчик-космонавт В.А. Соловьев.
Основной экипаж ЭП-4, стартующий к МКС на корабле "Союз ТМА-1", готовится к полету в составе:
российские космонавты С.В. Залетин (командир) и Ю.В. Лончаков (пилот-2, бортинженер),
астронавт Европейского космического агентства (ЕКА) гражданин Бельгии Ф. Де Винне
(бортинженер).
С заключением ЦНИИМАШ о готовности к запуску пилотируемого корабля "Союз ТМА-1" выступил
заместитель директора института А.Т. Горяченков.
Совет Главных конструкторов, рассмотрев техническое состояние МКС, состояние готовности
пилотируемого корабля "Союз ТМА-1", ход подготовки ракеты-носителя "Союз-ФГ", готовность
персонала российских и американских наземных средств подготовки и управления полетом,
готовность экипажей МКС-5 и экспедиции посещения ЭП-4 к реализации программы полета станции и
корабля, а также учитывая положительные заключения о готовности к работе корабля и МКС в
целом, принял решение одобрить:
результаты испытаний и план предстоящих работ по подготовке к запуску 28 октября 2002 года
пилотируемого корабля "Союз ТМА-1" для плановой замены на станции корабля "Союз ТМ-34" и
реализации экспедиции ЭП-4;
программу проведения экспедиции ЭП-4 продолжительностью 10 суток, предусматривающую выполнение
экспериментов и исследований, разработанных учеными России и стран-участниц ЕКА.
Совет Главных конструкторов, отметив крайне неудовлетворительное положение с финансированием
государством дальнейших работ по проекту МКС, поручил РКК "Энергия" им. С.П. Королева
обратиться от имени Совета в высшие органы Российской Федерации с разъяснением состояния
работ по станции и необходимости принятия в ближайшее время решения по дальнейшей программе
ее полета.
На заседании Совета присутствовали представители Росавиакосмоса, НАСА, ЕКА, предприятий и организаций отрасли, участвующих в реализации проекта.
Астрономы из Калифорнийского технологического института нашли новое подтверждение тому мнению, что Плутон нельзя считать планетой в полном смысле слова. В астероидном поясе Куипера, который проходит рядом с орбитой Плутона и Нептуна, обнаружен новый объект, диаметр которого - 1280 километров - лишь вдвое меньше диаметра самой удаленной планеты Солнечной системы. Это небесное тело по размерам крупнее 50 тысяч известных астероидов, вместе взятых, сообщается на сайте BBC News. Как заявил астроном Майкл Браун, "совершенно ясно, что, если бы мы открыли Плутон сегодня, зная все, что знаем сейчас о других объектах в поясе Куипера, мы бы даже не подумали назвать его планетой". Другие ученые не исключают, что в астероидном поясе могут быть найдены тела, даже превышающие Плутон по размерам.
Обнаруженный объект получил номер 2002 LM60. Ученые уже назвали его Quaoar, однако это имя еще должно быть утверждено Международным астрономическим союзом. По словам Брауна, Quaoar можно было обнаружить еще в 1982 году, однако тогда снимки пояса Куипера были просто плохо изучены.
Побережье южной Азии больше, чем любое другое место в мире, стоит перед опасностью со стороны неочищенных стоков, сообщается в новом докладе ООН. Подобный, хотя и меньший риск существует для восточной Азии и северо-западного побережья Тихого океана. Стоками также сильно загрязнены побережья западной и центральной Африки. Сточные воды несут угрозу людям, морской фауне и флоре, а также местам промысловой добычи рыбы.
Доклад о всемирной угрозе необработанных сточных вод для людей, живущих у побережья, и окружающей среды был подготовлен ЮНЕП (Программой по защите окружающей среды ООН) к окончанию Всемирного саммита по устойчивому развитию. Одним из самых важных решений этого собрания стало намерение к 2015 году сократить вдвое число людей, не имеющих доступа к водопроводу и канализации. Почти 40% людей в мире живет на расстоянии не более 60 километров от побережья. В южной Азии, по данным ЮНЕП, доступа к основным санитарным системам не имеет 825 миллионов человек, что создает для них высокий риск заражения связанными со стоками заболеваниями и даже смерти. В аналогичных условиях живут 515 миллионов в восточной Азии и 414 миллионов в северо-западной части Тихого океана. Группа риска в западной и центральной Африке насчитывает 107 миллионов человек. Здесь наблюдается существенный прогресс в районах с самым печальным состоянием санитарии. За последние 10 лет доступ к канализации и водопроводу в южной Азии получили 220 миллионов человек. Но за этот же период население региона выросло на 222 миллиона. А в восточной Африке за последние 10 лет число таких людей фактически удвоилось.
Испанские ученые утверждают, что причиной падения с чистого неба громадных кусков льда, насквозь пробивающих дома и машины, является... глобальное потепление. Хезус Мартинес-Фриас последние два с половиной года изучает так называемые мегакриометеоры - ледяные метеоры. Эти глыбы льда, обычно весящие более 10 килограммов, оставляют в домах полутораметровые дыры.
Мартинес-Фриас опасается, что образование этих градоподобных глыб в ясные дни является тревожным симптомом изменений климата. "Меня беспокоит не то, что глыбы льда могут свалиться на голову, но то, что они образуются там, где их не должно быть", - говорит Мартинес-Фриас, руководитель отдела планетарной географии Астробиологического центра Испании в Мадриде. Пилотам самолетов хорошо известно, что из инверсионных следов их машин в результате кристаллизации пара образуются льдинки. Исследователь предположил, что, поскольку в процессе глобального потепления один слой атмосферы становится холоднее, а другой нагревается, часть этих облаков может оставаться в воздухе дольше. Потом они опускаются сквозь атмосферу, собирая водяной пар и наращивая свою массу, а затем попадают в чье-то лобовое стекло или просто в поле.
Первый мегакриометеор, обнаруженный в Испании, весил 16 килограммов. В целом за последнее десятилетие по всему миру упало около 50 таких глыб. Самый крупный из них, весом 200 килограммов, был найден в Бразилии. Самое неприятное, что эти глыбы образуются на высоте 4-10 километров над землей в ясные, безоблачные дни.
В разведке и военном деле все чаще используются спутники, но безопасная передача голосовых, видео- и других сообщений по-прежнему остается проблемой. Недавно британские военные исследователи усовершенствовали новый метод безопасной передачи шифровальных ключей - метод, в основе которого лежит квантовая физика. Они смогли передать шифровальный ключ с помощью невидимого света. Обмен произошел на вершинах двух гор в южной Германии, которые разделяли 23,4 километра.
Один из разработчиков методики, Джон Рэтифай из компании QinetiQ, считает, что через 7 лет эта техника позволит передавать подобную информацию в любую точку планеты. Современные криптографические технологии используют математические ключи, с помощью которых зашифровываются видео-, аудио- и другие послания. Эти ключи, состоящие из случайных наборов цифр, нельзя передавать по обычным каналам обмена информацией, потому что они могут попасть в посторонние руки. Поэтому их, как правило, передают менее эффективными способами - через "парня на мотоцикле" или человека с "дипломатом". Рэтифай и другие инженеры верят - более надежные методы обмена ключами могут предложить методы квантовой физики, а не математики.
В экспериментах по квантовой криптографии цифры ключа связываются с отдельными фотонами, которые передаются в виде слабого светового луча. Эта практика считается совершенно надежной - попытки перехватки и прочтения ключа существенно изменяют состояние фотонов, показывая получателю сообщения, что ключ был изменен. Первыми пользователями квантовой криптографии, скорее всего, станут военные. Хотя значительная часть военной информации сейчас передается в зашифрованном виде, некоторую долю ее приходится передавать "в открытую". Но создание спутников для квантовой криптографии ставит целый ряд технических проблем. Чтобы посылать световые послания спутникам, летящим на низких орбитах, ученым потребуется серьезно улучшить терпимость системы к потерям несущих информацию световых частиц, которые "утекают" тем интенсивнее, чем дальше путешествует свет. Современные спутники такие передачи осуществлять неспособны, поэтому развертывание подобной системы потребует строительство и запуск новых спутников.
Ученые, исследующие секреты внутреннего ядра Земли, утверждают, что в нем есть признаки существования еще одного, меньшего ядра. Если они правы, это поможет больше узнать о том, как формировалась сама Земля. Ведь и существование самого внутреннего ядра было обнаружено в 30-е годы, с тех пор ученые ищут способы его исследовать. Предположительно оно твердое, около 2440 километров в диаметре, и состоит по преимуществу из железа и никеля.
Недавно исследователи предложили новый способ измерений: ударные волны землетрясений на одном краю мира могут измерять сенсоры, находящиеся в противоположной точке. Чтобы попасть туда, эти волны должны пройти сквозь центр Земли; было доказано, что по еле заметным изменениям в скорости волн возможно определить, какие виды породы и минералов встречались на их пути. Оказалось, что волны проходящие в севера на юг, движутся быстрее, чем те, которые движутся с востока на запад. Считается, что это происходит под действием анизотропии. Но одно из последних исследований, проведенное в Гарварде, показало, что волны, точно проходящие через внутреннее ядро, вели себя по-разному в зависимости от того, через какую часть ядра они проходили. И ученые предположили существование внутренней части внутреннего ядра - диаметром около 600 километров. Там было сильнее не только действие анизотропии - что позволяет предполагать более оформленную кристаллическую структуру - но и угол максимального сопротивления, указывающий на выравнивание этих кристаллов, был отличным от распространенного во всем внутреннем ядре. В основании таких выводов лежат сведения о более 300 тысяч землетрясений, произошедших в 1964-1994 годах.
Ученые считают, что эти различия могли стать результатом изменений в окружении ядра в процессе его образования. Если так, то дополнительные исследования помогут лучше понять как и в какой точке образовывалось ядро. Только для этого потребуется больше сейсмометров, разбросанных по всему миру.
В США запланировано проведение очередного испытания системы национальной ПРО.
15 октября 2002 года
С космодрома Плесецк запланирован пуск ракеты-носителя "Союз-ФГ" с научно-исследовательским спутником "Фотон-15" на борту.
17 октября 2002 года
С космодрома Байконур запланирован пуск ракеты-носителя "Протон-К" с европейской астрофизической обсерваторией "Integral"
на борту.
22 октября 2002 года
С космодрома Плесецк запланирован пуск ракеты-носителя "Молния-М" с военным спутником на борту.
28 октября 2002 года
С космодрома Байконур запланирован пуск ракеты-носителя "Союз-У" с пилотируемым космическим кораблем "Союз ТМА-1" на борту.
29 октября 2002 года
С космодрома Плесецк запланирован пуск ракеты-носителя "Космос-3М" с российским навигационным спутником и алжирским спутником "AlSat-1" на борту.
Возможно в октябре 2002 года
Из акватории Баренцева моря с борта подводной лодки запланирован пуск ракеты-носителя "Волна" с космическим аппаратом
"Космос-1" (солнечный парус) на борту.