Компания Loral Skynet объявила потерянным телекоммуникационный спутник Telstar-4. Проблемы с аппаратом начались 19 сентября, но у владельца была надежда выправить положение. Но, увы, сделать это не удалось и приходится расставаться со спутником. В точке стояния над 89 град. з.д. Telstar-4 в середине 2004 года заменит Telstar-8, изготовление которого сейчас ведет Space Systems / Loral.
Как уже сообщалось (см. выпуск № 327), канадский коллектив Canadian Arrow), борющийся за X-prize, объявил о наборе собственного отряда астронавтов. Одним из тех, кому доверят штурвал суборбитального космического корабля, может стать и украинский космонавт Ярослав Пустовой. Ярослав любезно согласился ответить на некоторые мои вопросы. Текст интервью приводится здесь.
Джонатан МакДауэлл (Jonathan McDowell) на своем сайте приводит новые подробности закончившегося неудачей испытания китайской твердотопливной ракеты KT-1 со ссылкой на Чэнь Ланя (Chen Lan). Согласно этим данным, в ходе запуска предполагалось вывести на полярную орбиту высотой 300 км микроспутник PS2 массой около 40 кг. Разработку носителя KT-1 ведет компания China Aerospace Science and Industry Corp.
NASA объявило о присуждении премий за 2003 год в области малого бизнеса. Подрядчиком года названа компания Zin Technologies, Inc., субподрядчиком года - компания Arcata Associates, Inc., а компания Analytical Services, Inc. награждена как фирма, в которой основные успехи достигнуты женщинами. Вручение премий состоится 23 сентября в штаб-квартире NASA в Вашингтоне в ходе 12-й ежегодной конференции малого бизнеса. Компания Zin Technologies, Inc. расположена в Брук-Парк, шт. Огайо, и занимается работами в области микрогравитации. Компания Arcata Associates, Inc. имеет штаб-квартиру в Лас-Вегасе, шт. Невада, и оказывает телекоммуникационные услуги подразделениям NASA в рамках объединенного контракта поддержки деятельности аэрокосмического управления. Компания Analytical Services, Inc. разрабатывает программное обеспечение по проекту создания орбитального космического самолета.
Согласно внутренним планам NASA, возобновление полетов кораблей многоразового использования произойдет не ранее 15 июля 2004 года, а не в марте следующего года, как это было сообщено официально. Об этом на сайте MSNBC.com пишет известный американский космический аналитик Джеймс Оберг (James Oberg), который имел возможность познакомиться с документами аэрокосмического управления. Кроме корректировки сроков полета произойдет и изменение программы STS-114, первоначально планировавшейся как миссия снабжения Международной космической станции. Теперь она будет скорее испытательным полетом. Тем не менее, ее обозначение в графике полетов к МКС остается прежним - ULF-1. Из экипажа выведены трое астронавтов, которые должны были сменить очередной экипаж МКС, и, в результате, сейчас планируется отправить на Atlantis четверых: Эйлин Коллинз (Eileen Collins), Джима Келли (Jim Kelly), Стива Робинсона (Steve Robinson) и японского астронавта Соичи Ногучи (Soichi Noguchi). Возможно к ним присоединяться и другие, но их имена пока не сообщены. Джеймс Оберг пишет и о дальнейших изменениях в графике полетов «шаттлов». Так, на 16 сентября 2004 года запланирован старт Discovery по программе STS-121. В графике сборки МКС полет будет иметь обозначение ULF-1.1. Экипажу Discovery предстоит доделать те работы, которые не сможет выполнить экипаж Atlantis. В дальнейшем NASA планирует возвратится к нормальному графику полетов.
Все девять членов независимой группы экспертов, главной задачей которых был контроль за NASA в вопросе обеспечения безопасности полетов, ушли 22 сентября в отставку. Причиной такого решения стало недовольство экспертов отсутствием какого-либо влияния этой группы на деятельность аэрокосмического управления. Некоторое время назад комитет по ассигнованиям Сената резко критиковал деятельность группы за их неспособность предсказать возможные проблемы с Columbia. Консультативная группа по вопросам безопасности (Aerospace Safety Advisory Panel) была создана вскоре после гибели экипажа космического корабля Apollo-1 в январе 1967 года. В 1990-х годах эксперты неоднократно предупреждали NASA о недостаточном внимании к безопасности пилотируемых космических полетов, но к их мнению руководство аэрокосмического управления не прислушивалось и продолжало эксплуатировать корабли многоразового использования в режиме функциональной, а не экспериментальной, системы. Чем это закончилось, всем хорошо известно. Как сказал один из экспертов - Клэйтон Фоуши (Clayton Foushee), группа стала «козлом отпущения» в NASA.
Как известно, в борьбе за X-prize в настоящее время участвуют 24 коллектива. Лишь одна команда - Canadian Arrow - официально объявила о наборе собственного отряда астронавтов. Позволю напомнить их имена: Дэвид Бэллинджер (David Ballinger), Ларри Кларк (Larry Clark), Джейсон Пол Дайр (Jason Paul Dyer), Мэлвин Эдвард "Тед" Гоу (Melvin Edward 'Ted' Gow), Ярослав Пустовой и Уэйн "Терри" Вонг (Wayne 'Terry' Wong). Но это не значит, что другие не имеют своих астронавтов. Просто, чаще их называют пилотами. Да и не всегда сообщают об этом средствам массовой информации. Ниже приводится список пилотов, которые фигурировали в пресс-релизах тех или иных участников соревнований. Starchaser Industries Ltd. - Стив Беннетт (Steve Bennett). Scaled Composites LLC - Барт Рутан (Burt Rutan), Майк Мелвилл (Mike Melvill), Даг Шэйн (Doug Shane), Брайан Бинни (Brian Binnie) и Пит Сиболд (Pete Siabold). Interorbital Systems - Уолли Фанк (Wally Funk). Armadillo Aerospace - Джон Кармэк (John Carmack). В принципе, в этот список можно было бы включить всех тех, кто работает над проектами. Но, повторюсб, здесь приведены имена только тех, кто хотя бы однажды фигурировал в списках пилотов участников борьбы за X-prize.
В семье летчика-космонавта СССР Анатолия Павловича Арцебарского пополнение - вечером 21 сентября жена родила ему очередную дочь. Мать и дитя чувствуют себя хорошо. В связи с этим внесены правки в биографию космонавта, размещенную на страницах «Энциклопедии «Космонавтика».
Продолжаю представление участников борьбы за X-prize. Сегодня данные о британском коллективе Starchaser Industries Ltd. (США).
Starchaser Industries Ltd.
Руководитель коллектива - Стив Беннетт (Steve Bennett). Место дислокации - г. Чешир, Англия, Великобритания. Регистрация как участника борьбы за X-prize - 18 декабря 1996 г. Для осуществления прыжка в космос разрабатывается носитель Starchaser-4 и летательный аппарат, получивший наименование Thunderbird. Характеристика носителя: Длина - 27,5 м. Диаметр - 1,6 м. Стартовая масса - 20 т. Сухая масса - 10 т. Горючее - углеводород. Окислитель - жидкий кислород. Тяга двигателей - 75 тс. Экипаж, состоящий из трех пассажиров, будет размещаться в герметичной кабине массой около 400 кг. Метод старта - вертикальный, с поверхности Земли. Максимальные перегрузки при старте - 5 g. Высота подъема с работающими двигателями - 54 км. Время работы двигательной установки - 150 с. Максимальная скорость - 1,5 км/с. Максимальная высота подъема ЛА - > 100 км. Метод спуска - по баллистической траектории. Максимальные перегрузки на участке спуска - 5 g. Метод посадки - на парашюте. Общая продолжительность полета - 23 мин. Расстояние между местом старта и местом приземления - 0-5 км.
Как сообщило бюро по связям с общественностью ФГУП “Научно-производственное объединение прикладной механики имени академика М.Ф. Решетнёва”, в Железногорск приехала группа китайцев из Северо-западного исследовательского института электронного оборудования (СЗИИ ЭО) города Сианя. Специалисты НПО ПМ выполнили первый этап работы по контракту с СЗИИ ЭО, а именно – спроектировали и подготовили инженерную записку на механическое устройство для системы поворота китайской антенны. Этот заказ НПО прикладной механики получило в январе 2003 года, тогда же был подписан контракт на разработку и поставку инженерной модели блока. Устройство обеспечивает автоматический поворот антенны в определенном диапазоне углов. НПО ПМ для создания спутников такие блоки применяет давно, причем в разных конструктивных исполнениях. Данная работа – уже вторая совместная с китайскими партнерами. В прошлом году, в рамках сотрудничества России и Китая в области космоса, железногорское предприятие успешно изготовило модель бортовой антенны. Это послужило стимулом для дальнейшего развития партнерских отношений. По словам Сергея Владиславовича Единосяка, заместителя начальника отделения 300, первый этап работы по контракту завершен успешно. Китайские партнеры приняли вариант конструкции блока, разработанный НПО ПМ по техническому заданию СЗИИ ЭО и подписали акт о приемке этапа. На рабочей встрече руководитель китайской делегации Ли Жишан однозначно заявил, что институт считает НПО ПМ своим постоянным партнером.
На космодроме Куру во Французской Гвиане готовится к запуску ракета Ariane 5. Она должна вывести в космос три аппарата: два спутника связи (индийский Insat 3Е и европейский e-Bird) и принадлежащий Европейскому космическому агентству демонстрационный исследовательский зонд SMART-1. Вообще-то, это запуск должен был состояться еще 28 августа, но дважды откладывался из-за проблем со спутником Insat 3Е. Спутники связи отправятся на околоземные орбиты, а у аппарата SMART-1 более "романтичная" миссия: он должен выйти на орбиту Луны, в течение 4 месяцев сфотографировать всю ее поверхность с разрешением 0,5 м и с помощью рентгеновского спектрометра определить содержание в грунте Луны алюминия, магния и кремния (это нужно для подтверждения или опровержения гипотезы о том, что Луна образовалась в результате столкновения Земли с гигантским астероидом). Итак, старт должен состояться вечером 27 сентября 2003 г. с 20:02 до 20:21 по местному времени (3:02 - 3:21 28 сентября мск). На зонде SMART-1, вес которого составляет 350 кг, основным двигателем является ионный двигатель, работающий на ксеноне, а энергия для ионизации ксенона будет вырабатываться с помощью солнечных батарей. У ионных двигателей тяга небольшая, но топлива они расходуют очень мало, поэтому именно их считают перспективными двигателями для далеких межпланетных путешествий. До Луны SMART-1 будет добираться почти полтора года по замысловатой спиральной траектории, используя особенности гравитационных полей Земли и Луны. Первые 30 метров на пути к Луне SMART-1 уже проделал: на прошлой неделе его подняли и установили на вершину ракеты-носителя.
На космодроме "Плесецк" идет подготовка к запуску шести спутников. Как сообщил информационному агентству "Интерфакс" представитель пресс-службы космических войск России, помимо двух отечественных космических аппаратов "Можаец-4" и "Ларец", в качестве полезной нагрузки на ракете-носителе стартует блок зарубежных космических аппаратов: "NIGERIASAT-1", "BILSAT-1", "UK-DMC", "KAISTSAT- 4". Запуск российской ракеты-носителя "Космос-3М" запланирован на 10:11 по московскому времени 26 сентября. Российские космические аппараты уже прошли предстартовые проверки и размещены на адаптере, который затем будет помещен в космическую головную часть ракеты-носителя, передает информагентство. Все зарубежные космические аппараты также уже прошли заключительные, автономные испытания на космодроме, а утром 22 сентября их начали размещать на адаптере. Как уточняет информагентство, космический аппарат "Можаец-4" предназначен для отработки методики точных лазерных наземных геодезических измерений и для исследования влияния космического пространства на бортовую радиоэлектронную аппаратуру. Космический аппарат "Ларец" предназначен для калибровки наземных радиолокационных средств с использованием высокоточных лазерных измерений. Добавим, что на международном авиасалоне в Жуковском 21 августа космические войска России и ФГУП "Рособоронэкспорт" заключили контракт с германским предприятием OHB-System о запуске иностранных военных спутников с космодрома "Плесецк". Согласно контракту, группировка спутников будет выведена на орбиту в период с 2005 по 2007 год.
Лаборатория реактивного движения предоставила компании ITT Industries пятилетний контракт стоимостью 274 миллиона долларов на обслуживание сети станций дальней космической связи в США и других странах (Австралия и Испания). Контракт предусматривает увеличение его стоимости до 306 миллионов долларов, если NASA удовлетворит работа специалистов ITT Industries и потребуется проведение каких-либо дополнительных работ.
Директор NASA Шон О’Киф (Sean O’Keefe) официально возвратил мемориальную доску с вмонтированным в нее лунным камнем гондурасскому послу в Вашингтоне Марио Конахути (Mario M. Canahuati). В 1973 году президент США Ричард Никсон (Richard Nixon) подарил ее гондурасскому народу, но в период между 1990 г. и 1994 г. доска исчезла из президентского дворца в Тегусигальпе. Некоторое время назад подарок неожиданно «всплыл» в США и пришлось проводить судебное заседание, чтобы иметь юридическую основу для возврата мемориальной доски в Гондурас.
Китай запустит свой первый пилотируемый космический корабль в период между 1 и 10 октября нынешнего года, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источники в Европейском космическом агентстве. Эти источники также информируют, что на борту Shen Zhou-5 будут два космонавта. Представителям Европейского космического агентства все это удалось узнать в ходе недавних переговоров с китайской стороной о совместной разработке навигационной системы Galileo. По информации моих источников, старт Shen Zhou-5 должен состояться утром 7 октября по пекинскому времени (ночью по UTC).
О семинаре "Планетоходы и наземные роверы для экстремальных условий", который пройдет в Санкт-Петербурге 2-3 октября 2003 года и будет посвящен памяти выдающегося российского ученого - создателя самоходных шасси для первых в мире автоматических самоходных аппаратов "Луноход-1" и "Луноход-2" Александра Леоновича Кемурджиана, "Последние космические новости". По просьбе оргкомитета, размещаю уточняющую информацию об этом мероприятии.
В память о выдающемся российском ученом - создателе самоходных шасси для первых в мире автоматических самоходных аппаратов "Луноход-1" и "Луноход-2" Александре Леоновиче Кемурджиане и в связи с очередной годовщиной со дня его рождения (А.Л. Кемурджиан родился 04 октября 1921 года) по инициативе Маленкова М.И. - начальника СКБ по космической технике ОАО "ВНИИТРАНСМАШ", генерального директора ЗАО НТЦ "Ровер" им. А.Л. Кемурджиана, д.т.н., академика РАКЦ, 2 и 3 октября 2003 года в Санкт-Петербурге пройдет семинар "Планетоходы и наземные роверы для экстремальных условий". В состав оргкомитета семинара вошли: Болховитинов И.С. - доцент БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова, к. т. н., член-корреспондент РАКЦ; Довгань В. Г. - член президиума ФК РФ, член экипажа управления "Луноходом 1", генерал-майор, к.в.н.; Кемурджиан В.А.. - заместитель начальника отдела ОАО "ВНИИТРАНСМАШ"; Матросов С.И, - исполнительный директор ЗАО "НТЦ "Ровер" им. А.Л. Кемурджиана"; Мухин О.П. - первый вице-президент СЗО ФК РФ; Наумов В.Н. - профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, д.т.н., заслуженный деятель науки и техники РФ; Поршнев Г.П. - декан энергомашиностроительного факультета СПбГПУ, д.т.н., профессор, член-корреспондент РАКЦ; Седых В.Л. - вице-президент Санкт-Петербургского отделения РАКЦ, первый заместитель генерального директора ФГУП "Арсенал" им. М.В. Фрунзе; Сологуб П.С. - заслуженный ветеран ОАО "ВНИИТРАНСМАШ", руководитель разработок по космической тематике, к.т.н., лауреат Государственной премии; Юдин В.И. - первый зам. директора - главного конструктора ГНЦ ЦНИИ РТК, к.т.н., академик РАКЦ. Семинар проводится под патронажем генерального директора ОАО "ВНИИТРАНСМАШ", к.т.н., члена-корреспондента РАРАН Степанова В.В., президента СЗО ФК РФ летчика-космонавта СССР Г.М. Гречко, члена-корреспондента РАН, директора - главного конструктора ГНЦ "ЦНИИ РТК", профессора Лопоты В.А и президента СПбО РАКЦ генерального директора - генерального конструктора ФГУП "КБ "Арсенал" им. М.В. Фрунзе" - Б.И.Полетаева. Открытие семинара состоится 2 октября 2003 года во ВНИИТРАНСМАШе после регистрации участников и демонстрации достижений по космической тематике вступительным словом Генерального директора ОАО "ВНИИТРАНСМАШ", к.т.н., члена-корреспондента РАРАН Степанова В.В. Семннар будет состоять из двух дневных заседаний - они пройдут в ОАО "ВНИИТРАНСМАШ", и одного - вечернего - в офисе СЗО ФК России в Петропавловской крепости. Первые два будут посвящены творческому наследию и личности А.Л.Кемурджиана, новым разработкам по планетоходам и роверам. В ходе семинара будет проведена презентация книги "ВНИИТрансмаш - исследованию космоса". Участники семинара посетят могилу А.Л.Кемурджиана на Смоленском кладбище, совершат экскурсию по городу Санкт-Петербургу.
В Куприянов, председатель секции истории ракетной техники и космонавтики СЗО ФК России.
Продолжаю представление участников борьбы за X-prize. Сегодня об единственном российском участнике соревнований. (США).
Суборбитальная корпорация.
Руководитель коллектива - Сергей Костенко. Место дислокации - г. Москва, Россия. Регистрация как участника борьбы за X-prize - 28 июня 1999 г. Для осуществления прыжка в космос разрабатывается летательный аппарат, получивший наименование Космополис-XXI (С-21). Его старт будет производиться на высоте 17 км с борта самолета-носителя М-55 Характеристика аппарата: Масса при отделении - 3 т. Горизонтальная дальность - не менее 500 км. Тяга двигателей - 2 х 5 тс. Экипаж, состоящий из трех человек (пилот + 2 пассажира), будет размещаться в герметичной кабине. Метод старта - с борта самолета М-55. Время работы двигательной установки - 290 с. Максимальная высота подъема ЛА - 100 км. Метод спуска - управляемый. Метод посадки - горизонтальный, на аэродром. Примечание: К сожалению, много слов - мало дела. Есть все технические возможности, чтобы выиграть в борьбе, но, как всегда, не хватает денег.
Озоновая дыра над Антарктикой достигла установленного три года назад рекорда – 28 миллионов квадратных километров, сообщила Всемирная метеорологическая организация. Измерения, проведенные над Антарктидой и в ее окрестностях, показали, что в этом году озон разрушался быстрее, чем в предыдущие годы и что размер озоновой дыры сравнялся с тем, который существовал в сентябре 2000 года. Дыра может продолжить расти еще две недели – установив тем самым новый рекорд – но она может и резко уменьшиться. В последние годы озоновая дыра, как правило, приближалась к своему максимальному размеру в середине сентября, но продолжала расти до конца месяца. Позже она почти полностью заполняется озоном из остальной части озонового слоя. (km.ru).
Метеорит, некогда возродивший надежды на обнаружение жизни на Марсе, будет заново проанализирован учеными, координирующими европейскую марсианскую экспедицию Beagle 2. Заявления, о том, что специалисты из НАСА обнаружили в марсианском метеорите окаменелые бактерии, с 1996 года остаются предметом горячих споров. Но именно это открытие вдохновило отправку к Марсу на поиски воды целой флотилии кораблей – как американских, так и европейских, которые должны добраться до планеты уже совсем скоро. Метеорит будет заново проанализирован для того, чтобы помочь откалибровать "глаза" Beagle – систему стереокамер, которая позволит спусковому аппарату разглядеть рельеф и почву на месте приземления. Помимо марсианского метеорита, будут исследованы геологические образцы с Земли и Луны. На их основании будет составлена база данных видов минералов, которые автоматическая рука-зонд может встретить на красной планете. Эксперименты должны закончиться до декабря. 24 геологических фильтра в камерах проанализируют спектр солнечного света, отражаемого от марсианских камней, чтобы узнать, какие в них содержатся минералы. Эта информация, в сочетании с данными, полученными от других датчиков Beagle 2, позволят определить места для сбора драгоценных образцов марсианской породы. Эти образцы проанализирует масс-спектрометр, который будет искать химические следы биологических процессов.
Немецкий производитель промышленных GSM/GPRS- и GPS-модулей и терминалов Falcom GmbH анонсировал выпуск нового GPS-приемника - Falcom Navi-S. Falcom Navi-S - это паралельный 12-канальный GPS-приемник (SiRFstarII низкого энергопотребления) с высокопроизводительным GPS-ядром, акселератором входного потока данных, DGPS-процессором и системой слежения за спутниками. Устройство интегрировано с активной GPS-антенной, стабилизатором питания, схемой интерфейса, а также резервной батареей питания для SRAM и RTC в компактном исполнении. Falcom Navi-S может быть подключен к любому типу вычислительного устройства через последовательный RS232- или USB-порт. Соединительный кабель длиной 2,5 м позволяет подключать устройство к устройствам разработчика различного исполнения. Два варианта крепления на магнитной или клеевой основе обеспечивают дополнительную гибкость в применениях.
Астронавт НАСА Майкл Фоул и россиянин Александр Калери, которые должны стартовать к Международной космической станции (МКС) 18 октября, готовятся поприветствовать в космосе китайских коллег на их родном языке. Первый полет китайского пилотируемого корабля, как сообщил базирующийся в Гонконге спутниковый телеканал "Феникс" со ссылкой на правительственные источники КНР, также запланирован на октябрь. Фоул сказал, что он "самостоятельно изучает китайский язык с помощью купленных в Англии самоучителя и кассет". Китайский язык, по его мнению, менее трудный, чем русский. Изучать язык Поднебесной он продолжит на борту Международной космической станции, для чего берет на орбиту самоучитель. Не прочь выучить несколько фраз на китайском и Александр Калери. "Было бы здорово поприветствовать китайских коллег в космосе", - сказал он. Между тем, как отметили в Росавиакосмосе, Китай не согласовывал с Россией сеанс связи своего пилотируемого корабля с МКС. "Технически радиопереговоры возможно провести через наземные станции слежения", - пояснил официальный представитель ЦУП Валерий Лындин. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.
С помощью рентгеновских телескопов Chandra и XMM-Newton астрономам удалось найти критерий вращения сверхмассивных и небольших черных дыр. Масса небольших черных дыр не превышает 20-кратной массы нашего Солнца, а сверхмассивные дыры могут иметь массу в миллиарды раз превышающие массу Солнца. Как выяснилось, определить вращается ли такая черная дыра или нет, можно по спектру излучения атомов железа, которые находятся в облаках газа, по спирали устремляющихся в эту черную дыру. При вращении газовых облаков вокруг небольшой черной дыры имеющихся в них атомы железа испускают довольно характерные рентгеновские сигналы. Спектр этого рентгеновского излучения под действием мощного гравитационного поля дыры сдвигается в сторону меньших энергий. То есть, чем ближе к черной дыре находится излучающий атом, тем меньше энергия его излучения. Но орбита излучающего атома зависит от кривизны пространства в окрестностях черной дыры, а кривизна в свою очередь зависит от вращения черной дыры. У вращающихся черных дыр окружающая материя более плотно сбита, чем у невращающихся дыр. Например, согласно недавним наблюдениям черной дыры Cygnus X-1, проведенным с помощью телескопа Chandra, спектр рентгеновского излучения атомов железа в ее окрестности не искажен гравитационным полем дыры. Причем, по расчетам, источники этого излучения находятся на расстоянии более 160 км от Cygnus X-1. То есть получается, что эта черная дыра не вращается. А с черной дырой XTE J1650-500 картина совсем иная. По данным результатов ее наблюдения с помощью телескопа XMM-Newton, энергия излучения атомов железа сдвинута вниз, а минимальное расстояние от горизонта событий до источника излучения составляет 32 км, то есть вполне логично предположить, что черная дыра XTE J1650-500 вращается вокруг собственной оси.
Запуск двух спутников «Ямал-200» ракетой-носителем «Протон-К», планировавшийся на 30 октября, переносится на конец ноября, сообщает сайт журнала "Новости космонавтики". Решение об этом принято в связи с тем, что до настоящего времени спутники не завершены в производстве на заводе РКК «Энергия». Между тем, на конец ноября уже назначен один запуск «Протона» - со спутниками для глобальной навигационной системы. Еще три запуска «Протонов» предполагается произвести в декабре – со спутником «Экспресс-АМ22», спутником военной связи, и коммерческим связным спутником «W3A». Если удастся осуществить эти планы, то до конца года с космодрома Байконур стартует пять тяжелых ракет-носителей. Один или два пуска будут производиться с площадки № 200 расчетами Центра испытаний №2 КБ общего машиностроения, а остальные – с 81-й площадки космодрома расчетами боевых расчетов Космических войск.
Российское авиационно-космическое агентство объявляет конкурс на замещение должности директора федерального государственного унитарного предприятия «Организация «Агат»» (r.Москва, Бутырский вал, 18). Основным направлением деятельности предприятия является проведение работ, в том числе НИОКР, в области экономики, планирования и управления государственными заказами по ракетной и космической тематике в обеспечение формирования и реализации федеральных, региональных и иных космических программ и проектов, в том числе по программам международного сотрудничества. Требования, предъявляемые к кандидату на замещение должности директора ФГУП «Организация «Агат»: - высшее профессиональное образование, полученное в государственном высшем учебном заведении; - наличие ученой степени; - опыт работы по основным направлениям деятельности предприятия не менее 10 лет, в том числе на руководящих должностях в организациях ракетно-космической промышленности или государственных органах - не менее 5 лет; - наличие формы допуска не ниже 2; Перечень необходимых документов, представляемых претендентами в конкурсную комиссию: - заявление на имя председателя конкурсной комиссии Российского авиационно-космического агентства о допуске к конкурсу; - анкета установленного образца, фотография; - справка-объективка; - заверенные копии: - трудовой книжки, документов об образовании государственного образца, документов о присвоении ученого звания, ученой степени, документов о повышении квалификации, переподготовки (при наличии); - справку о наличии формы допуска; - копии документов, удостоверяющих личность; - для лиц, получающих наряду с доходами по месту основной работы (службы, учебы) доходы от других предприятий за выполнение работ или не имеющих постоянного места работы - копию декларации о доходах и имуществе, принадлежащем претенденту на праве собственности и членам его семьи, заверенную в территориальном органе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам; - справку с места работы; - предложения по программе деятельности предприятия (в запечатанном конверте). Претендент по своему усмотрению может дополнительно представить другие документы, характеризующие его личностные и профессиональные качества. Прием документов от претендентов на участие в конкурсе производится с 1 по 8 октября 2003 года (включительно) кроме субботы и воскресенья с 10.00 до 17.00 час. в Управлении кадров и государственной службы Росавиакосмоса по адресу: г. Москва ул. Щепкина д.42, каб.327. Конкурс будет проводится в Российском авиационно-космическом агентстве 27 октября 2003 г. Победителем будет признан участник конкурса, успешно прошедший тестовые испытания и предложивший наилучшую программу деятельности предприятия.
Иран в понедельник продемонстрировал шесть ракет среднего радиуса действия, чтобы внести ясность в слухи о своей ядерной программе, передает Reuters. Публике были представлены баллистические ракеты Shahab-3, которые, по мнению экспертов, могут достичь территории Израиля и военных баз США в Персидском заливе. Тегеран, однако, настаивает, что ракеты созданы исключительно для нужд самообороны. Ракета Shahab-3, созданная на основе северокорейской ракеты Nodong-1 и модифицированная по российской технологии, имеет радиус действия в 1300 километров. Между тем, во время публичного показа было объявлено о том, что радиус ракеты составляет 1700 километров.
21 сентября 2003 года в 19:57:18 UTC (22:57:18 мск) завершился полет американского межпланетного зонда Galileo (20298 / 1989 084В) - космический аппарат на огромной скорости вошел в атмосферу Юпитера и прекратил свое существование. Земля узнала об этом в 19:43:14 UTC (23:43:14 мск), когда прекратился прием радиосигнала от станции. Этой был 35-й виток станции вокруг самой большой планеты Солнечной системы. Завершена одна из самых ярких страниц в истории исследования других небесных тел. Galileo был запущен 18 октября 1989 г. В декабре 1995 г. станция вышла на орбиту вокруг Юпитера. Первоначально ее работа была рассчитана на два года, но, учитывая состояние бортовых систем и достаточное количество топлива в двигательной установке, срок функционирования зонда трижды продлевался. Galileo, в принципе, мог бы и еще поработать на благо науки, но эксплуатировать его "до естественной кончины" руководство проекта не решилось: а вдруг зонд рухнет на поверхность Европы, где подозревают жизнь, и загрязнит девственный уголок Солнечной системы. А поэтому и последняя коррекция орбиты, проведенная 4 ноября 2002 г., рассчитывалась таким образом, чтобы обеспечить падение станции на Юпитер. И вот полет завершен.
Ниже приводится основные этапы многолетней миссии Galileo:
18.10.1989 / 16:54 UTC - старт с мыса Канаверал корабля многоразового использования Atlantis (STS-34). 18.10.1989 / 23:15 UTC - запуск с борта корабля Atlantis (STS-34) КА Galileo. 19.10.1989 / 00:15 UTC - выведение КА Galileo с помощью разгонной ступени IUS на межпланетную траекторию. 10.02.1990 - гравитационный маневр в поле тяготения Венеры (16.000 км). 08.12.1990 - гравитационный маневр в поле тяготения Земли (960 км). 29.10.1991 - пролет вблизи астероида (951) Gaspra (1.600 км). 08.12.1992 - гравитационный маневр в поле тяготения Земли (305 км). 28.08.1993 - пролет вблизи астероида (243) Ida (2.400 км); открыт спутник Dactyl - первый спутник у астероида. 13.07.1995 / 05:30 UTC - разделение орбитального аппарата и атмосферного зонда (Galileo Probe). 07.12.1995 / 22:04 UTC - вхождение Galileo Probe в атмосферу Юпитера. 08.12.1995 / 00:27 UTC - выведение орбитального аппарата на орбиту вокруг Юпитера. 27.06.1996 / 06:29 UTC - пролет близ Ганимеда (844 км). 06.09.1996 / 19:00 UTC - пролет близ Ганимеда (250 км). 04.11.1996 / 13:30 UTC - пролет близ Каллисто (1104 км). 19.12.1996 / 06:54 UTC - пролет близ Европы (692 км). 20.02.1997 / 17:03 UTC - пролет близ Европы (587 км). 05.04.1997 / 07:11 UTC - пролет близ Ганимеда (3059 км). 07.05.1997 / 15:57 UTC - пролет близ Ганимеда (1585 км). 25.06.1997 / 13:47 UTC - пролет близ Каллисто (416 км). 07.05.1997 / 15:57 UTC - пролет близ Ганимеда (1.585 км). 25.06.1997 / 13:47 UTC - пролет близ Каллисто (416 км). 17.09.1997 / 00:21 UTC - пролет близ Каллисто (524 км). 06.11.1997 / 21:46 UTC - пролет близ Европы (1.125 км). 16.12.1997 / 12:05 UTC - пролет близ Европы (200 км). 10.02.1998 / 17:57 UTC - пролет близ Европы (3.562 км). 29.03.1998 / 13:23 UTC - пролет близ Европы (1.649 км). 31.05.1998 / 21:13 UTC - пролет близ Европы (2.516 км). 21.07.1998 / 06:04 UTC - пролет близ Европы (1.829 км). 26.09.1998 / 01:54 UTC - пролет близ Европы (3.582 км). 22.11.1998 / 11:38 UTC - пролет близ Европы (2.273 км). 01.02.1999 / 02:10 UTC - пролет близ Европы (1.459 км). 05.05.1999 / 13:56 UTC - пролет близ Каллисто (1.315 км). 30.06.1999 / 07:47 UTC - пролет близ Каллисто (1.047 км). 14.08.1999 / 08:31 UTC - пролет близ Каллисто (2.296 км). 16.09.1999 / 18:02 UTC - пролет близ Каллисто (1.052 км). 11.10.1999 / 05:06 UTC - пролет близ Ио (612 км). 26.11.1999 / 04:40 UTC - пролет близ Ио (300 км). 03.01.2000 / 18:38 UTC - пролет близ Европы (351 км). 22.02.2000 / 18:38 UTC - пролет близ Ио (200 км). 20.05.2000 / 10:00 UTC - пролет близ Ганимеда (809 км). 28.12.2000 / 08:25 UTC - пролет близ Ганимеда (2.326 км). 29.05.2001 / 11:24 UTC - пролет близ Каллисто (138 км). 06.08.2001 / 04:59 UTC - пролет близ Ио (194 км). 16.10.2001 / 01:23 UTC - пролет близ Ио (184 км). 17.01.2002 / 14:44 UTC - пролет близ Ио (102 км). 05.11.2002 / 06:02 UTC - пролет близ Амальтеи (160 км).
1. Прямое зондирование атмосферы Юпитера, позволившее выявить наличие в ней многих химических элементов, присущих для планет, образовавшихся из звездной пыли. 2. Обнаружение в атмосфере Юпитера облаков аммиака. 3. Обнаружение активной вулканической деятельности на Ио. 4. Обнаружение сложных плазменных взаимодействий в атмосфере Ио, обеспечивающих устойчивую взаимосвязь Юпитера со своим спутником. 5. Подтверждение теории существования на Европе подледных океанов. 6. Открытие магнитного поля у Ганимеда. 7. Обнаружение свидетельств наличия у Европы, Ганимеда и Каллисто расплавленного внутреннего ядра. 8. Обнаружение на Европе, Ганимеде и Каллисто тонкого слоя атмосферы. 9. Уточнение структуры колец Юпитера. 10. Исследование динамики развития планетарной системы Юпитера в течение достаточно длительного периода.
По сообщению известного китайского космического аналитика Чен Лана (Chen Lan) на сайте china-spacenews.com, 16 сентября в Китае проведено второе по счету испытание нового космического носителя - твердотопливной ракеты KT-1. Как известно, первый запуск состоялся ровно год назад и закончился аварией. Второй пуск также нельзя признать полностью успешным, хотя Чен Лан и сообщает об отделении полезного груза от носителя. Стратегическое командование США не зафиксировало на околоземной орбите объектов, идентифицируемых с состоявшимся пуском. Джонатан МакДауэлл (Jonathan McDowell) на своем сайте информирует, что РН стартовала с космодрома Taiyuan.
19 сентября 2003 года в 12:56 UTC (16:56 мск) прекратил свою работу телекоммуникационный спутник Telstar-4, принадлежащий компании Loral. Клиенты, которые обслуживались вышедшим из строя космическим аппаратом, переключены на спутники Telstar-5 и Telstar-6. Владелец аппарата работает с представителями компании Lockheed Martin, изготовившей Telstar-4, чтобы выяснить причины аварии. Полагают, что возникшие проблемы связаны со сбоем в энергоснабжении спутника. КА Telstar-4 был запущен в сентябре 1995 года и находился на геостационарной орбите над 89 градусом з.д.
ВВС США предоставят контракт компании Boeing Company на запуск в середине 2005 года спутника Национального разведывательного управления, несмотря на приостановку всех контрактов с Boeing, сообщает интернет-издание SpaceNews. Решение о замораживании всех связей с Boeing Company было принято ВВС США после того, как выяснилось, что компания занималась промышленным шпионажем в стане своих конкурентов (Lockheed Martin, Space Systems / Loral и другие). Запрет касался только правительственных ведомств, но не создавал препятствий для коммерческой деятельности Boeing Company.
На Государственном испытательном космодроме Плесецк в завершающую стадию переходит подготовка к запуску ракеты-носителя легкого класса “Космос-3М”, проведение которого с этого космодрома запланировано через неделю, на 26 сентября с.г. Как сообщили пресс-службе на командном пункте Космических войск, сегодня, 19.09.2003 в монтажно-испытательных корпусах космодрома боевые расчеты и специалисты ПО “Полет” (г.Омск) начали проведение операций по сборке ракеты-носителя “Космос-3М” (стыковка ее ступеней и блоков), а также проведение автономных испытаний 4-х зарубежных КА. Российские же КА “Можаец-4” и “Ларец”, после проведенных проверок, сегодня устанавливаются на адаптер для размещения в космической головной части ракеты - носителя. Кроме российских КА “Можаец-4” и “Ларец” в качестве полезной нагрузки на ракете-носителе стартует блок зарубежных космических аппаратов в составе микроспутников: “NIGERIASAT-1”, “BILSAT-1”, “UK-DMC”, “KAISTSAT-4”.
Япония объявила о переносе запуска своих разведывательных спутников на неопределенный срок. Причиной этого стали неполадки в двигательной системе ракеты- носителя H-2A, полностью созданной японскими специалистами. Это уже вторая задержка старта, который первоначально планировался на 10 сентября с космодрома на южном острове Танегасима. Сообщается, что выводимые два космических аппарата - один из которых оснащен оптической системой слежения, другой - радаром, аналогичны находящимся с конца марта на солнечно-синхронной орбите спутникам-шпионам. Основное их предназначение - следить за военными объектами на территории КНДР. Токио надеется, что полученная с помощью них информации позволит точнее оценить потенциал северокорейской армии и засечь возможные запуски ракет с территории республики. После осуществленного в 1998 году Пхеньяном испытания ракеты "Тэпходон", которая пролетев через японский остров Хонсю упала в Тихом океане, Япония приняла решение о начале шпионажа против Северной Кореи. Всего к 2009 году Токио намерен нарастить орбитальную разведывательную группировку до 9 спутников. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.
Продолжаю представление участников борьбы за X-prize. Ниже приводятся данные о компании TGV Rockets, Inc. (США).
TGV Rockets, Inc.
Руководитель коллектива - Кент Эвинг (Kent Ewing). Место дислокации - г. Бетесда, шт. Мэриленд, США. Регистрация как участника борьбы за X-prize - 28 июня 1999 г. Для осуществления прыжка в космос разрабатывается летательный аппарат, получивший наименование M.I.C.H.E.L.L.E. -B (Modular Incremental Compact High Energy Low-cost Launch Example). Характеристика носителя: Длина - 10,2 м. Диаметр - 2,4 м. Стартовая масса - 30 т. Сухая масса - 8,3 т. Горючее - углеводород. Окислитель - жидкий кислород. Тяга двигателей - 18000 н. Экипаж, состоящий из трех пассажиров, будет размещаться в герметичной кабине массой около 800 кг. Метод старта - вертикальный, с поверхности Земли. Максимальные перегрузки при старте - 4,5 g. Высота подъема с работающими двигателями - 45 км. Время работы двигательной установки - 80 с. Максимальная скорость - 1,1 км/с. Максимальная высота подъема ЛА - 104 км. Метод спуска - управляемый. Максимальные перегрузки на участке спуска - 4,6 g. Метод посадки - горизонтальный, на аэродром. Общая продолжительность полета - 550 с. Расстояние между местом старта и местом приземления - 0 км.
Примечание: Компания TGV Rockets, Inc. среди основных претендентов на победу не значится.
По сообщению информационного агентства Xinhua, Китай собирается предложить своему заклятому врагу Тайваню (этот остров официально считается территорией Китая, но Тайвань, конечно же, так не считает) поучаствовать в "сельскохозяйственной" части проекта запуска первого китайского пилотируемого космического корабля Shenzhou V. Речь идет об отправке на борту корабля в космос семян различных сельскохозяйственных растений. Оказывается, в космосе побывало уже более 70 видов китайских сельхозкультур, которые использовались при выведении новых сортов риса, пшеницы, томатов и зеленого перца. Как сказал корреспонденту Xinhua один из сотрудников Китайской академии сельхознаук, если коллеги с Тайваня изъявят такое желание, то тайваньские семена риса и других растений можно было бы отправить в космос на борту Shenzhou V. О реакции тайваньских селекционеров риса на этот жест доброй воли, пока ничего не сообщается.
1 октября нынешнее Японское национальное агентство по космическим исследованиям NASDA (National Space Development Agency of Japan) официально прекратит свое существование. Его решили объединить с двумя другими японскими космическими организациями - Институтом космических исследований и астронавтики (Institute of Space and Astronautical Science, ISAS) и Национальной аэрокосмической Лабораторией (National Aerospace Laboratory of Japan, NAL). Полученный конгломерат будет называться Японское агентство аэрокосмических исследований Japan Aerospace Exploration Agency (JAXA). Новое агентство уже объявило о своих ближайших планах. А они поистине грандиозны. Планируется разработать новую ракету носитель, которая будет вдвое дешевле нынешней ракеты H-2A, постройка и запуск которой обходятся в 8,5 млрд иен (или 73 млн дол.). Кроме того, планируется провести в космическом агентстве сокращение штатов на 100 человек, чтобы повысить эффективность его работы (сейчас в нем работает 1800 человек). Новое агентство JAXA собирается спроектировать и построить прототип новой ракеты через 10 лет. Причем поставлена задача добиться не только резкого удешевления запусков, но и еще более резкого повышения надежности ракеты, чтобы превзойти по проценту удачных запусков американские "шаттлы" (наверное, после недавней аварии, это не самый лучший пример для подражания). По заявлению руководителей японского космического ведомства, реализовав эту программу, Япония сможет занять достойное место на рынке космических запусков. Пока же владельцы спутников совсем не жаждут, чтобы их выводили в космос японские ракеты, уж больно высок процент аварий.
После некоторого перерыва возобновляю представление участников борьбы за X-prize. Сегодня данные на американскую команду Vanguard Spacecraft.
Vanguard Spacecraft.
Руководитель коллектива - Стивен МакГраф (Steven McGrath). Место дислокации - г. Бриджуотер, шт. Массачусеттс, США. Регистрация как участника борьбы за X-prize - 5 мая 2003 г. Для осуществления прыжка в космос разрабатывается летательный аппарат, получивший наименование Eagle. Характеристика носителя: Длина - 45 м. Диаметр - 8 м. Стартовая масса - 133 т. Сухая масса - 50 т. Горючее - гидразин. Окислитель - четырехокись азота. Тяга двигателей - 1,78 MN. Экипаж, состоящий из трех пассажиров, будет размещаться в герметичной кабине массой 270 кг. Метод старта - вертикальный, с поверхности Земли. Максимальные перегрузки при старте - 3 g. Высота подъема с работающими двигателями - 100 км. Время работы двигательной установки - 9 мин. Максимальная скорость - 1,3 км/с. Максимальная высота подъема ЛА - 100 км. Метод спуска - баллистический. Максимальные перегрузки на участке спуска - 9 g. Метод посадки - на парашюте. Общая продолжительность полета - 30 мин. Расстояние между местом старта и местом приземления - 200 км.
Примечание: Один из самых грандиозных проектов (по размерам носителя). Однако, учитывая, что в соревнование Vanguard Spacecraft "ввязалась" лишь в мае 2003 г., вряд ли она может рассчитывать на победу. Но в нашей жизни все бывает.
В рамках индийско-израильского сотрудничества в научной сфере, через два года в космос будет запущен индийский спутник, оборудованный телескопом израильского производства. Об этом сообщила 18 сентября израильская радиостанция «Галей ЦАХАЛ» со ссылкой на индийскую газету Indian Express. По сообщению газеты, ориентировочная стоимость проекта, цель которого - составление галактической карты – 15 млн.долларов. При этом подчеркивается, что проект преследует исключительно научные цели.
Доктор Мэттью Коллисс (Matthew Colless), старший преподаватель Научно-исследовательской школы астрономии и астрофизики при Национальном австралийском университете, назначен директором Англо-австралийской обсерватории в Сиднее, Австралия. К своим обязанностям он приступит в январе 2004 года. Англо-австралийская обсерватория - одно из ведущих астрономических учреждений в мире. В распоряжении сотрудников два оптических телескопа - 3,9-метровый англо-австралийский телескоп и 1,2-метровый британский телескоп Шмидта. Финансирование деятельности Англо-австралийской обсерватории осуществляется правительствами Великобритании и Австралии.
С 30 августа нынешнего года в Музее стратегической авиации и космонавтики (Strategic Air & Space Museum) в г. Эшлэнд, шт. Невада, работает «Поиски Луны» ("Quest for the Moon"), рассказывающая посетителям об истории исследований нашей небесной соседки с помощью космических аппаратов. В экспозиции представлены макеты кораблей Mercury, Gemoni и Apollo, многочисленные фотографии, другие экспонаты. Основная задача устроителей - напомнить американцам о шагах в покорении Вселенной, которые и привели к высадке человека на Луне. Выставка продлится до 4 января 2004 года.